Длинная, зеленая, пахнет колбасой… Помните эту загадку из 80-х? Это так называемые колбасные электрички Горький - Москва, на которых наши земляки ездили в Златоглавую отовариваться дефицитным ширпотребом. А что делать, если в магазинах - пустые полки, где лежит одна лишь морская капуста? Сейчас магазинные полки и витрины буквально ломятся от изобилия товаров. И, пожалуй, нет ничего такого, чего нельзя было бы купить если не в супермаркете, то хотя бы в Интернете. Были бы деньги. Но не обманчиво ли это изобилие?
Носки в туалетной бумаге
Старожилы-нижегородцы помнят голод 30-х годов. В город съезжались нищие со всего Поволжья. Страшное было время, говорят очевидцы. В магазинах всегда были большие очереди за хлебом. Доходило до того, что люди ели комбикорм.
Кстати, дефицит тогда возникал не только по причине недопроизводства, но и из-за разгильдяйства на местах. К примеру, в одной из статей газеты "Правда" от 10 декабря 1933 года сообщалось, что основная товарная станция Ленинграда и станции складов клиентуры забиты ширпотребом, который не вывозится: Октябрьская железная дорога не дает вагонов. Склады же Союзтранса настолько переполнены, что не в состоянии принимать товары, поступающие с фабрик. Так ждали отправки десятки вагонов тетрадей, мыла, готовой одежды, обуви, спичек и папирос...
В конце 30-х очереди за хлебом постепенно стали сходить на нет - чтобы вскоре появиться вновь. Уже с осени 1939 года стали расти очереди и за продуктами, многие вынуждены были ездить за покупками в Москву. Положение в столице напоминало стихийное бедствие: у каждого крупного универмага стояли многотысячные толпы.
В годы войны карточки были буквально на все - на мясо, мыло, жиры и промтовары. Инфляция в годы войны достигла огромных масштабов. Известно, что в Горьком стоимость одной буханки хлеба сначала дошла до 400 рублей - при том, что зарплата квалифицированного рабочего на военном заводе составляла 800 рублей в месяц. Технички же и гардеробщицы получали всего по 100 - 130 рублей.
Впрочем, и после войны с товарами массового потребления то и дело возникали перебои. К примеру, старшее поколение помнит, как при Хрущеве в 1963 году в стране случился страшный неурожай. Тогда глава государства пошел на то, чтобы закупить за границей 13 миллионов тонн зерна. И хоть до введения карточек дело все же не дошло, напряженка с отдельными товарами то и дело возникала. Любопытно, но факт: в документе о материальном поощрении Героя Советского Союза Юрия Гагарина отмечается, что помимо денежного вознаграждения в 15 тысяч рублей ему и его родственникам были выданы десятки предметов одежды и другие товары.
Такой пикантный момент: в конце 60-х после начала производства в СССР туалетной бумаги она тут же стала диким дефицитом. Об этом в в народе ходило немало анекдотов. "Самый лучший подарок - носки, завернутые в туалетную бумагу". Или вот: "Идет человек по улице, на шее связка рулонов туалетной бумаги. Прохожие к нему бросаются, спрашивают: Где? Где выбросили? - Да нигде, это я из химчистки несу".
Постепенно дефицитными становятся одежда, обувь, бытовая техника, мебель, легковые автомобили и пр. А в учреждениях общественного питания, вследствие дефицита мясных продуктов, появились "рыбные дни", введенные в 1976 году постановлением ЦК КПСС и Совета министров на всей территории Советского Союза.
Последнюю эпоху дефицита россияне наблюдали в конце 1980-х: полупустые полки магазинов, возвращение продовольственных карточек - пережитка военных лет, скудный ассортимент, очереди и списки… По талонам продавались табачные изделия, колбаса, мыло, чай, крупы, соль, сахар, водка. И вновь нижегородцы покатили в Москву за покупками. Мыло, шампуни, одежда, продовольствие - все везлось оттуда.
Зачастую дефицит товаров создавался опять-таки искусственно, на "низовом уровне". Заветный товар работники прилавка припрятывали для "нужных людей" или под видом облагодетельствования продавали втридорога. Появился целый набор терминов для подобной торговли: "с черного хода", "из-под прилавка", "из-под полы", "по блату".
Видимость изобилия
Товарный дефицит - постоянный недостаток отдельных товаров и услуг, которые покупатели не могли приобрести, несмотря на наличие денег. Сейчас же мы наблюдаем обратную картину. И вроде все есть, но вот продажи уже который месяц идут на убыль из-за падения покупательской способности населения. В настоящий момент, по мнению многих экспертов, большинство населения стало жить благополучнее - в плане доступности материальных благ первой необходимости (кроме жилья), но… несчастней. Стандарт уровня жизни существенно вырос, но вот доступен он лишь меньшинству.
Кстати, напомним: чтобы увеличить производство продовольствия в целях уменьшения дефицита в 70-х - начале 90-х, жертвовали качеством. Повсеместно стало выпускаться бутербродное масло с большим содержанием влаги, в вареной колбасе содержание сои достигало более 30 процентов, в продаже распространились субпродукты 2-й категории и консервы из них и т.д. Не эту ли картину мы наблюдаем сейчас?
- Дефицит товаров народного потребления был вызван рядом факторов. Один из них - гонка вооружений (лучших инженеров, технологии, сырье и т.п. в первую очередь получала "оборонка"). Во-вторых, специфика технологий производства: к примеру, пиво и мороженое были "настоящими", со сроком годности три дня. То же мороженое таяло, что резко снижало возможности хранения и транспортировки, следовательно, увеличивало риск создания дефицита, - отмечает Владимир Сомов, доктор исторических наук, профессор кафедры истории и политики России ННГУ имени Лобачевского. - В советских фильмах можно услышать фразы: "У вас пиво свежее?" или "Ешь мороженое, пока не растаяло". К сегодняшним товарам это, как правило, не относится. Третий фактор - качество. Ведь был не просто дефицит товаров, а дефицит качественных товаров. Но и это понятие весьма относительное… К примеру, обуви хорошей было мало.
Сегодня (парадокс!), но в дефиците - все то же, констатирует Владимир Сомов. При видимом изобилии так называемого "ширпотреба", качественные товары (народного, не олигархического потребления) по-прежнему в дефиците.
Ольга АБРАМОВА.
Компетентно
Владимир РОССОХИН, кандидат экономических наук:
- В настоящее время, на мой взгляд, даже несмотря на санкции, дефицита каких-либо товаров не наблюдается. Введенные против России ограничения, а так же меры, принятые нашим государством в части некоторых групп товаров, никак не повлияли на предложение. Единственное, что можно констатировать, - это возросшие цены, что может отчасти сказаться на доступности.
Комментарий
Дмитрий СИДОРОВ, старший преподаватель, аспирант кафедры венчурного менеджмента факультета менеджмента НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде:
- Хорошо помню, как дефицитом объявили сахар и мыло. Потом появились талоны, потом - очередь в хлебный магазин. Она вытягивалась на улицу метров на 50. Как-то понадобилось заменить выпуск в ванне, и пришлось отстоять очередь, получить талон и только потом - сам выпуск. Потом цены пошли вверх (помню, спросил у мамы, сколько она зарабатывает, а через пару месяцев столько стоил килограмм колбасы), но зато слово "дефицит" из телевизора пропало. Позже купить стало возможно все. Если не в Нижнем Новгороде - то в Москве. Хотя, когда я занимался своим стартапом, связанным с высокими технологиями, приходилось покупать довольно экзотические вещи - то, что не продается на обычном рынке. Так вот выяснилось, что многое из того, что производилось в советское время, купить уже невозможно. При этом почти всегда есть качественные импортные аналоги, но во много раз дороже, и мороки по оформлению и доставке больше.
Мнения
Михаил ЧЕКМАРЕВ, предприниматель:
- Думаете, в городе Горьком нельзя было купить дефицитные товары? Можно, но за переплату. Так, за костюмчик или плащ нужно было "накинуть" рублей 20 - 30, за обувь - червонец, за хороший портфель (не школьный, разумеется) - поболе. А в день у большинства советских людей заработок был тогда не выше пяти рублей. В любом случае, выгоднее было съездить в Москву, чем переплачивать дома. Не верьте, что в Горьком, например, мяса не было. На базаре оно было всегда и хорошего качества. Но на рубль-полтора дороже, чем в московском магазине.
Михаил КУЗНЕЦОВ, пенсионер:
- Сейчас полки магазинов забиты. Одной колбасы можно насчитать сотни сортов. А все ли могут себе позволить купить ее? Может ли, к примеру, пенсионер, получающий 8 - 10 тысяч, купить сырокопченую или сыровяленую белорусскую колбаску, килограмм которой стоит тысячу и более рублей?! Так что нынешнее изобилие весьма сомнительно. Я и без всяких статистических данных знаю, что мои соотечественники в среднем потребляют ныне мяса меньше, чем во времена "тотального советского дефицита". Сейчас, к примеру, многократно выросла стоимость услуг ЖКХ. В прежнее время люди бы вышли на митинг. Так, за квартиру двушку-хрущевку мой отец платил ровно 10 процентов от своей пенсии. Я же за эту скромную "панельку" плачу сейчас треть пенсии. Да еще и должен несколько тысяч рублей (долг накопился, пока государство решало брать - не брать) за будущий капитальный ремонт.
Светлана АЛЕКСАНДРОВА, преподаватель:
- Я сторонница советского строя, но вот советский дефицит меня очень и очень доставал. Нужно было тратить немало дополнительных к госцене денег и кучу времени на поиски. Например, путевку в Болгарию приходилось выбивать с большим трудом, а оттуда везти два чемодана косметики и тряпок. В стране, где делали космические корабли, не могли наладить выпуск туалетной бумаги и колготок? Никогда не поверю в это. Кстати, колготки в СССР стоили немыслимые деньги - 7 рублей 40 копеек. А я тогда за смену получала меньше пятерки. Мой будущий муж, побывав в Финляндии, купил там на распродаже кучу колготок по... 20 центов. В прежние советские времена было много хорошего. Но сидевшие