Жители многоэтажных домов чаще всего и не подозревают, что пользуются лифтами, срок службы которых давно истек. По нормам подъемный механизм должен работать 25 лет, но этот срок, как оказалось, не предельный, хотя, хотим мы того или нет, массовой замены лифтового оборудования не избежать. Об этом нашему корреспонденту рассказал начальник межрегионального отдела государственного строительного надзора МТУ Ростехнадзора по ПФО Евгений ЗОСИМОВ:
- В Нижнем Новгороде и в Дзержинске процент износа особенно высокий: у 30 процентов лифтов срок эксплуатации закончился. В Сарове, Кстове и Выксе эта проблема тоже стоит остро. Более-менее успешно ее решают предприятия, которые находят средства на установку новых лифтов. Но в жилом фонде сделать это гораздо сложнее. Согласно Жилищному кодексу эту проблему должны решать собственники жилья сами, что зачастую им не по карману. Лифт сегодня стоит миллион рублей. И хотя ситуация в Нижегородской области не самая критическая (есть в ПФО регионы, в которых нет такой специальной программы по замене лифтов, какая принята в Нижнем Новгороде), решать ее надо незамедлительно. Кстати, в 2005 году в областном центре было заменено 45 лифтов, в 2006-м - 59, в нынешнем же деньги выделены на установку 102 лифтов. В 2008 году будет проведен тендер на поставку 170 лифтов.
- При таком большом проценте износа насколько безопасно пользоваться лифтами?
- Лифтовое оборудование, срок службы которого закончился, проходит экспертизу промышленной безопасности. Жизнь старого лифта в зависимости от его технического состояния продляется на срок от одного до трех лет. В случае если его эксплуатация производится с нарушениями, мы приостанавливаем его работу и направляем материалы в судебные органы. Таким образом была приостановлена эксплуатация нескольких лифтов в Сормовском и Ленинском районах. Судебное решение может действовать до 90 суток, однако обычно неполадки устраняют гораздо быстрее.
- Как часто должен производиться осмотр лифтов в домах?
- Ежедневно это должны делать лифтеры. Электромеханикам предписано осматривать лифтовое оборудование один-два раза в месяц. Но эти сроки не всегда соблюдаются: не хватает электромехаников. Оптимальная нагрузка на одного - тридцать лифтов, но у нас один человек обслуживает до 70 лифтов. Молодые люди работать сюда не идут из-за маленькой зарплаты. Тарифы по обслуживанию лифтов в Нижегородской области одни из самых низких в ПФО - 1 рубль 90 копеек. В соседней с нами Кировской области - 2 рубля 20 копеек, в Татарстане - 3 рубля 30 копеек.
- Евгений Александрович, этот вопрос волнует всех молодых мам: почему в лифты наших домов не проходят детские коляски?
- Размеры дверей определены специальными правилами. Лифтовой стандартный проем должен быть 600 миллиметров для пассажирских лифтов. Менять этот стандарт никто в ближайшее время не собирается. Узкий проем - беда исключительно девятиэтажек. В домах повышенной этажности есть грузопассажирские лифты, в двери которых можно не только на коляске, на автомобиле въехать. Раньше в домах были колясочные - специальные помещения на первых этажах - и коляски не нужно было таскать наверх. Коляски, которые выпускались отечественной промышленностью, в пассажирские лифты входили свободно, проблемы возникают с импортными, китайскими, польскими, колясками.
- Нижегородцам памятен трагический случай в Павлове, когда лифтом зажало коляску и ребенок погиб. Наказаны виновные в гибели малыша?
- Это дело все еще не закрыто. Трагедия случилась из-за того, что лифт работал с грубейшим нарушением правил безопасности - мог двигаться с открытыми дверями.
- Когда человек застревает в лифте, он сообщает об этом лифтеру-диспетчеру…
- Сегодня, если произошел сбой в работе лифта, диспетчер это видит раньше, чем об этом сообщит застрявший пассажир. Новые компьютеризированные диспетчерские пункты позволяют видеть на экране монитора все, что происходит с кабиной. Кроме того, один такой комплекс может обслуживать свыше ста лифтов.
Новые системы диспетчерского контроля позволяют пресекать и случаи воровства катушек лифтов, за которыми охотятся сбытчики ценных металлов.
На сегодняшний день новыми комплексами диспетчерского контроля оборудованы полностью Арзамас, Бор, Саров, Заволжье. В Нижнем Новгороде количество диспетчерских пунктов, работающих по старинке, тоже заметно сократилось, в одном Ленинском районе за 9 месяцев 2007 года уже 200 лифтов обслуживаются новым комплексом.
Александра МАХЛИНА.