Более пяти лет продолжалась эта печальная эпопея - десятки судмедэкспертиз, производимых в различных субъектах РФ, порой противоречащих друг другу, передача материалов дела от одного следователя к другому, наконец, эксгумация умершего пациента, заключение авторитетной и независимой комиссии и решение Генпрокуратуры о передаче результатов расследования в суд.
Перепутали с бронхитом
Еще в ноябре 2009 года заведующая рентгеновским отделением поликлиники МУЗ "Ворсменская городская больница" после флюорографического обследования выявила у жителя Горбатова, молодого рабочего, патологию в виде очаговых изменений в легких. Однако доктор не вызвала больного на дообследование, не сообщила данные об обнаружении у него патологии в противотуберкулезный диспансер и амбулаторно-поликлиническое учреждение по месту жительства и работы.
А уже в марте следующего года пациент с жалобами на частый кашель, носовые кровотечения обратился в амбулаторию МУ "Горбатовская городская больница". Участковый врач-терапевт заподозрила у него туберкулез, но при этом поставила диагноз "острый бронхит". Имея в своем распоряжении данные об обнаружении у этого больного очаговых изменений в обоих легких, которые предоставила ее участковая медсестра еще в декабре 2009 года, она не назначила пациенту флюорографию или рентгенографию органов грудной клетки. Даже не выписала направление на сдачу анализов на туберкулез.
Люди в белом халатны?
В конце концов главврач Горбатовской городской больницы по настоянию участкового врача-терапевта провел на неисправном оборудовании больному рентгеноскопию и, "не обнаружив" у него легочной патологии, сделал соответствующее заключение.
Используя ложное заключение главврача, терапевт необоснованно поставила больному диагноз "выздоровление после острого бронхита" и выписала его на работу.
- 24 мая 2010 года больной поступил уже в стационар МУ "Горбатовская городская больница", - рассказывает далее старший помощник руководителя СУ СКР по Нижегородской области полковник юстиции Юлия Склярова. - Функции лечащего врача снова исполняла та же врач, которая вновь выявила у него клиническую картину с подозрением на туберкулез…
Несмотря на это, до 30 мая 2010 терапевт опять же не назначила пациенту флюорографию и рентгенографию, анализ на туберкулез, не направила его в противотуберкулезный диспансер, а главврач больницы вновь не контролировал деятельность своей подчиненной.
Из палаты - на кладбище
- Все врачи при малейшем подозрении на туберкулез должны в обязательном порядке выполнить так называемый "золотой стандарт" - рентген, общий анализ крови и мочи и микроскопическое исследование мокроты на КУМ, - разъясняет завкафедрой фтизиатрии им. И.С. Николаева НГМА доктор медицинских наук, профессор Александр Павлунин. - Мы внушаем это своим студентам еще в стенах медакадемии…
- Уверена, ни один врач не может сознательно желать смерти своего пациента, - говорит заведующая 3-м терапевтическим отделением легочного туберкулеза взрослых Автозаводского филиала тубдиспансера Надежда Рогонова.
В то время, когда человек находился в Горбатовской городской больнице, его состояние ухудшалось, и 30 мая 2010 года он был доставлен бригадой скорой в терапевтическое отделение Павловской ЦРБ. Только там ему наконец провели рентгенографию легких, взяли на анализ мокроту…
- 1 июня 2010 года в связи с выявлением у больного дессиминированного туберкулеза легких он был переведен в Павловский противотуберкулезный диспансер, - продолжает свой рассказ Юлия Юрьевна. - Несмотря на проводимое здесь лечение, пациенту становилось все хуже. Через три дня он скончался.
Безутешная мать молодого человека, едва придя в себя от пережитого горя, потребовала наказать тех, кто "залечил". И отправилась обивать пороги в инстанции, призванные организовывать службу здравоохранения населения на местах.
И вот спустя шесть лет уголовное дело, после утверждения заместителем Генпрокурора обвинительного заключения, направлено в Павловский районный суд. Трое врачей, обвиняемых в халатности и причинении смерти пациенту, окажутся на скамье подсудимых.
Татьяна ЧИНЯКОВА.