Намерение закрыть бэби-боксы вызвало неоднозначную реакцию

Намерение закрыть бэби-боксы вызвало неоднозначную реакцию

В 2011 году, когда бэби-боксы - специально оборудованные места-ячейки при медучреждениях для анонимного оставления детей - предлагала ввести президент фонда "Колыбель надежды" Елена Котова, сенатор Елена Мизулина, которая сейчас выступает с инициативой их закрыть, была на ее стороне. Чем бросать детей на помойке, на улице, а тем паче убивать во чреве и новорожденных, горе-мамашам хотели показать "безопасное место", куда можно подбросить дитя и уйти. Тогда это казалось гуманным по отношению к младенцу.

Поняли на практике

Многие выступали против, но Госдума приняла решение узаконить для безответственных матерей такие "коробки".
Еще тогда противники новшества робко говорили о том, что сократить число брошенных детей можно другими способами, и один из них - воспитание будущих матерей, новые подходы к проблемам семей и родителей. В Нижегородской области идею с боксами никто не продавливал, и она осталась не реализованной и по сей день. Практика из Москвы распространилась на Ставропольский край, Екатеринбург, Томскую область, Краснодарский край, Ленинградскую и Курскую области. А у нас приблизительно в то же время широко пропагандировались такие программы, как "Маленькая мама" для несовершеннолетних женщин, которые готовились стать матерями. С девушками работали психологи, появились два приюта для матерей и детей, где мам убеждали не бросать дитя, давали время все продумать, пережить послеродовые депрессии, психозы, работали с их родными, решали финансовые проблемы и даже жилищные. Правда, широкого ответа от этой "терапии" тоже не было. Детей, живых и неживых, все так же находили в самых непотребных местах, и роддома констатировали отказы.
Бэби-боксы не приживались. В России их сейчас не более 20, за пять лет в них оставили 50 младенцев. Конечно, судьба каждого из них важна и дорога, и если удалось спасти хоть одного…
Как констатирует сама родоначальница идеи Елена Котова, родители восьмерых младенцев затем вернулись за детьми. Все остальные дети уже находятся в приемных семьях.

Нуждаются в защите

В числе активных противников бэби-боксов был и Павел Астахов. Когда в прошлом году фонд "Колыбель надежды" обратился к властям Москвы с предложением установить ячейку в столице, Астахов попросил Генпрокуратуру проверить законность инициативы.
Бывший глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко выступил в защиту "коробок":
- Мы все ужасаемся трагическим новостям, когда в мусорке в очередной раз находят умершего младенца. Запрет на бэби-боксы приведет только к одному: возрастет количество новорожденных, выброшенных на помойку или оставленных где-то в лесополосе без единого шанса выжить, - пояснял чиновник.
За свою почти тридцатилетнюю врачебную практику таких горе-матерей немало видела врач роддома Марина Тадьян, более того - беседовала с женщинами, уговаривала, объясняла, взывала.
- В роддоме отказницу порой видно, даже когда она еще не объявила о своем решении, - говорит Марина Юрьевна. - Во-первых, это, как правило, одинокая мать, из неблагополучной семьи, брошенная или пьющая, очень молодая или не очень - по-разному. У этих женщин не развито чувство ответственности, никаких обязательств за детей и за свои поступки. Могут плодить людей, даже не думая о том, что нужно элементарно предохраняться. В этой связи нужно вести речь о воспитании молодого поколения, начиная со школы. Прививать ответственное отношение к своим поступкам, чувство доброты, милосердия. Было ошибкой то, что школа свела в одно время свою деятельность к сплошному образованию, а воспитательные функции передала семье. Семьи у всех разные, а одинокие матери и вовсе растят детей без семьи. Но есть и другая сторона медали. Думаю, что, пока наше государство не начнет относиться к женщине, которая одна воспитывает ребенка, предельно заботливо и уважительно, она не почувствует защиты. А где нет опоры, порой возникает паника и совершаются необдуманные поступки.

Откуда паника?

Родив ребенка, молодая мать воспитывает его до трех лет, не имея возможности зарабатывать. И если родня в стороне, то для одиночки это путь в никуда - без денег не проживешь. Обеспечить всех нуждающихся одиноких матерей местами в яслях с первых лет жизни их детей просто необходимо, поэтому программа Нижегородской области, которая сейчас переходит к обеспечению местами в садиках не с трех лет, а с пеленок, поддерживается.
Жалуются матери и на мизерные пособия по уходу за ребенком до трех лет. Благодаря усилиям депутатов Законодательного собрания, пособия уже не столь смехотворны, как раньше. Но на них по-прежнему двоим - маме и дитю - не прожить. Порой полезно прислушаться к самим матерям.
"Что мне делать, украсть в супермаркете питание детское или искать первого попавшегося мужика, который будет нас содержать? - пишет Ляля, которая развелась с мужем после рождения дочери. - У меня больше никого нет, родители спились и умерли. Сопьюсь и я. Если нет яслей, то пусть бы нам платили за содержание ребенка в полной мере, как воспитателю".

Что делать?

Вопрос непраздный, и отвечает на него мама четверых детей, педагог по образованию Светлана Пронова:
- Чем больше у тебя детей, тем труднее свести концы с концами. А этого не должно быть, если детей государство считает благом. Его задача - создать условия, в которых у матери не возникнет мысли избавиться от ребенка, не важно, в каких обстоятельствах он родился. И конечно, нужно просвещать и воспитывать людей с самых пеленок. Теперь еще предлагают ввести запрет на аборты. Что тогда будет? Бросать начнут в разы больше, и причем по тихой. Сейчас можно написать отказ в роддоме, и это делают, глядя глаза в глаза тем, кому оставляют дитя. Пусть в больнице, в приюте - еще есть надежда, что мать одумается. При мне была одна такая женщина, она со стыда сгорала, ушла, а потом вернулась и разорвала свою писульку. Пусть чувствуют ответственность, боксы тут не помогут, хотя ничего криминального в них не вижу. По поводу абортов хочу сказать, что все эти завывания об убийстве, когда речь идет о группе клеток или эмбрионе, который не является человеком, исходят от ханжей. Здоровье женщины, конечно, подвергается опасности, и отказывать ей в бесплатном лечении, оплате по ОМС медицинского аборта преступно. Подпольные аборты приведут к большому количеству смертей, и не известно еще, что милосерднее - спасать эмбрион или человека.

Знание и жизнь

Комитет ООН по правам ребенка полагает, что ячейки для младенцев являются нарушением сразу пяти статей Конвенции о правах ребенка: с 6-й по 9-ю и 19-й.
На этих основаниях в 2014 году он настоятельно рекомендовал России отказаться от бэби-боксов и вместо этого сосредоточиться на устранении коренных причин отказа от детей: предоставлять женщинам социальную поддержку в случае незапланированной беременности, предупреждать беременности, связанные с высоким риском для здоровья. Такую линию выдерживает и следственный комитет.
Казалось бы, пока нет достаточно мест в яслях, нет пособий матерям, нужно использовать все возможности, бэби-боксы в том числе. Самый простой способ сохранить детскую жизнь - показать нерадивой матери дорогу, как говорится, к нужному порогу. Установить бэби-бокс, сделать окно с колыбелью в стене медучреждения или религиозной организации, где мать может оставить ребенка. Рядом нет ни камер, ни охраны, зато есть телефон, по которому можно связаться с центром помощи матерям. Для некоторых это еще один шанс изменить свое решение. Если у ребенка нет телесных повреждений, полиция не будет преследовать мать, а малыш получит статус подкидыша. Но если мать все же передумает, она сможет вернуть ребенка, доказав родство при помощи генетической экспертизы. У нее есть полгода, прежде чем сирота попадает в базу детей, предлагаемых на усыновление.
Известна позиция церкви по обоим вопросам. Против абортов - решительно и, конечно, против отказа от детей, как законного, так и незаконного.
Выступая так, придется представителям конфессий, покуда вопросы семьи и матерей не полностью решены, взять на себя часть проблем, открыть побольше при монастырях приютов для одиноких мам и детей. В старейшем роддоме Нижнего Новгорода, кстати, как раз такой и был, где еще до революции содержались брошенные дети.

Ника ПЕРОВА. 

Комментарий

Маргарита УШАКОВА, уполномоченный по правам ребенка в Нижегородской области:
- Я считаю, что запретить бэби-боксы необходимо. С самого начала в Нижегородской области нашлось немало ответственных людей, которые воспрепятствовали этому нововведению. К сожалению, такие меры, как боксы, не решают проблемы, на которую они, казалось бы, нацелены. К сожалению, они способствуют разрушению традиционных ценностей материнства и детства. Снимаются внутренние запреты, которые у женщины есть на генетическом уровне. На сегодняшний день механизм отказа от ребенка существует, он прописан. Необходимо теперь развивать альтернативные формы работы с женщинами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, и думать о воспитании поколения будущих родителей.

Цифры

За последние пять лет в России зарегистрировано более пятисот случаев убийства матерями новорожденных детей.
В Нижегородской области в прошлом году отказались от новорожденных 118 матерей, в 2013-м - 172, в 2014-м - 126.

Кстати

При роддоме № 1 Нижнего Новгорода в дореволюционные времена было открыто "сиротопитательное" отделение на 10 детей-сирот, матери которых умерли в больнице. Здесь дети могли воспитываться до 10 лет. Отделение находилось в пожертвованном купчихой Е.Болтиной доме, она же являлась попечительницей. При сиротском отделении даже специально завели корову, чтобы подкармливать детей молоком. После того, как сироты подрастали, их обычно устраивали в приют О.В.Кутаисовой, жены нижегородского генерал-губернатора. Средства на приобретение одежды и обуви сиротам, а также небольшие денежные пособия для наиболее нуждающихся родильниц выделялись из фондов николаевского общественного банка.

Между тем

В отзыве российского правительства на законопроект о запрете беби-боксов говорится, что документ до его принятия в первом чтении нуждается в существенной доработке. Отмечается, что административные штрафы за нарушение запрета в объеме до 5 миллионов рублей с юридического лица чрезмерны, а санкции о приостановке до 90 суток деятельности учреждения могут лишить граждан возможности получить медицинские услуги, а детей-сирот - образовательных и социальных услуг. Напомним, что боксы, как правило, размещаются в социальных и медицинских учреждениях. Также отмечено, что некоторые формулировки закона требуют уточнения.

Следите за нашими новостями в удобном формате