В Нижнем Новгороде выступили «Собаки Качалова»

В Нижнем Новгороде выступили «Собаки Качалова»

Максим ИЛЬИН («Собаки Качалова»): «В нашей стране нет никакого «формата»

Впервые в Нижнем Новгороде, в круглом фойе Центра культуры «Рекорд» выступили «Собаки Качалова» с презентацией нового альбома «Блюз для тех, кто не спит». Культовая рок-группа, первой в России начавшая работать в стилистике Lo-Fi (естественного, «неприглаженного» звучания), состоит из гитариста/вокалиста (Макс Ильин) и барабанщика (Александр Бардин). Перед концертом Максим Ильин рассказал корреспонденту «НН» о музыке и славе, о цене славы и о собаках. С них-то мы и начали.

Сигнал на вход

- Максим, у меня есть знакомая команда КВН, которая носит название «Сигнал на выход». Сначала они долго были безымянными, потом поехали на турнир КВН в маршрутке, всю дорогу лихорадочно придумывали себе имя и, нажимая на кнопку выхода, вдруг увидели это словосочетание - и взяли его себе в качестве названия. А как появились на свет «Собаки Качалова»?

- Да примерно так же. Только это был сигнал на вход. Двадцать лет назад мы сидели втроем у меня на кухне, а под дверью ждали своего часа мои собаки – два добермана. Вообще им нельзя было на кухню, но они четко знали, что после  некоторого количества тостов можно входить и быстро-быстро забираться под стол, и что их уже не выгонят. И, значит, мы сидели, думали о названии, как вдруг дверь с грохотом распахнулась и вошли они, и за словом «собаки» у меня потянулся великий актер Качалов, у которого тоже был коричневый с подпалинами доберман.

- …И таким образом вы пополнили галерею знаменитых собак мировой культуры, как то собаки Павлова, упомянутый Джим актера Качалова, Мухтар, комиссар Рекс, Шариков?

- Что ж, всё это очень приличные собаки. Что насчет Шарикова, он стоит в особом ряду, который я, пожалуй, пополнять не хотел бы. Недавно пересматривал «Собачье сердце», и заметил, что в титрах Шариков обозначен как «существо», то есть он - не совсем собака.

- Расскажи о новом альбоме «Блюз для тех, кто не спит». Смотрю, в этом альбоме нет ни одной композиции «из старенького»?

- А так и должно быть: новый альбом – новые песни.

- Вижу интригующее название, «Блюз делающих селфи». Активно отражаешь в музыке приметы времени?

- Я не то чтобы «отражаю» что-либо, я просто живу и делюсь тем, что я вижу.

- Отчего альбом носит такое название?

- В последнее время я очень много путешествую, и все эти частые ночные переезды, навеянные дорогой настроения… Мне сложно объяснить свое творчество.

- В названии каждой песни имеется слово «блюз». Неужели все – классические блюзовые двенадцатитакты?

- Нет-нет, я не придерживаюсь жанрового канона, потому что не ощущаю слишком тесного контакта с афроамериканской культурой. Все мое знакомство с ней, по большому счету, закончилось «Хижиной дяди Тома» и «Приключениями Тома Сойера». Хотя, недавно с младшим сыном мы перечитывали последнюю книжку, и мне многое ужасно понравилось.

В эту дверь лучше не входить

- По поводу афроамериканской культуры. Быть того не может, чтобы ты не видел фильм Crossroads.

- Ну, конечно, видел, замечательный фильм…

- А вот, кстати, что ты думаешь по поводу мифа о заключении особо великими музыкантами сделки «бессмертная душа в обмен на виртуозность и славу», тем более что открывает ряд «сатанинских» музыкантов именно цитируемый в этом фильме Паганини, также виртуозно игравший и на гитаре?

- Скажем так, я атеист. На Паганини я смотрю немного иначе. Я считаю, что он был одним из первых артистов, который сам себе продюсер. Он первым стал работать с имиджем, с образом, сделал ставку на конкретный имидж…

- При высококлассном музыкальном материале «Собаки Качалова» отнюдь не так популярны, как ваши коллеги по свердловскому рок-клубу «Агата Кристи». Отчего Макс Ильин, профессиональный продюсер, не «двигаете» собственную группу?

- Потому, что мне это не нужно. Я знаю, что происходит с группой «Агата Кристи» отнюдь не по публикациям в СМИ, и представляю, что влечет за собой вход в русский шоу-бизнес.

- А отчего бы не побыть звездой, не заработать кучу денег, а затем купить себе остров и уехать на него радоваться жизни до конца своих дней?

- Так почему же никто из звезд не уезжает, но продолжает сидеть на игле, почему они потеряли семьи, женщин, детей, друзей? Цена славы слишком высока. Я был там, приоткрыл эту дверь, и – в данном случае я верю в божественный промысел – добрые ангелы разрешили мне в эту дверь не войти. В отличие от многих других, которые туда вошли и обратно уже не вышли. Видимо, такая вот сделка! И это очень страшно. Потому что тех людей, которых я знал лично и встречал потом – их уже не было, они умерли. Осталось нечто похожее, в буквальном смысле нечто. У меня был шок, когда я встречал в Москве былых товарищей, которых когда-то знал по свердловскому рок-клубу...

Последняя «Надежда» рок-клуба

- Как ты начал писать музыку, песни? Изначально это были мелодии или слова? Русский рок вообще начинается со слова…

- …Потому что музыка уже вся написана западными артистами. Ха-ха-ха!

- Какие были первые песни? Каким был дебют?

- Ой, это было так давно… Что-то приличное я написал лет, наверное, в семнадцать, и дебютировал как раз перед армией - в рок-клубе, на творческих мастерских. Все было очень доброжелательно, в клубе царила интересная среда. Я помню свои ощущения от свердловского рок-клуба тех времен: все верили, что мир вот-вот изменится… Но, увы, это ощущение, видимо, было атрибутом юного возраста. Вскоре я выпал из этой среды, уйдя в армию, а когда вернулся – люди уже были подкошены и разобщены шоу-бизнесом. Это 1987-89 годы. Пар протеста был выпущен очень быстро, а группы, которые должны были прийти на смену монстрам, не смогли выжить в новых условиях, преемственность поколений была нарушена…

- Расскажите, пожалуйста, поподробнее про знаменитый свердловский рок-клуб, в котором вы состояли, и где вас приняли и обласкали…

- Я пришел в рок-клуб в 1986 году. Мне посчастливилось выступить на последнем его, четвертом фестивале и получить приз «Надежды». До меня его получили только две группы – «Наутилус Помпилиус» и «Агата Кристи». Потом не стало ни Свердловска, ни свердловского рок-клуба. В альбоме, «Блюз для тех, кто не спит», я вспоминал об этом, там есть посвящение Свердловску.

- Отчего, на твой взгляд, в восьмидесятые в Свердловске образовалось столько потрясающих рок-коллективов? «Урфин Джюс», «Наутилус Помпилиус», «Чайф», «Настя», «Агата Кристи», «Собаки Качалова, опять же…

- Время было такое.

- Тем не менее не было же, скажем, тамбовского рок-клуба, а свердловский – был…

- Ну, Свердловск – индустриальный, очень агрессивный город. Он находится на караванных путях, наверное, и этим отчасти обусловлено. На момент создания рок-клуба люди культуры были объединены общими интересами; как только появилась материальная составляющая – все разбежались. А вообще, неважно, где ты родился - важно, кем, и как ты с собой работаешь. Как говорил, кажется, Роберт Рождественский: «Все научились пить как Есенин, но никто не научился, как Есенин, писать».

«Неформат» – всего лишь вежливое слово

- Процитирую: «Мы играем гитарную музыку, которая не является тяжелым роком, но отягощена интеллектом»…

- Это я сказал?!

- Прочитала в одном из твоих интервью. Неужели интеллект – компонент, музыку отягощающий?

- Мне сложно судить о своей музыке, ведь я нахожусь внутри, а не вовне. Но – да, мне важна смысловая нагрузка. Кому-то она не нужна вообще, кому-то достаточно того, что написано у доктора Геббельса, а написано у него достаточно четко, по поводу культурной среды для восточных колоний. Собственно, наша - не музыка, попса, кстати, подобного термина больше нет в мире – это реалити-шоу с элементами музыки – полностью сделано по сценарию, который предполагал для славян, для восточных колоний доктор Геббельс.

- Немало моих знакомых живут в Москве и преуспевают в области шоу-бизнеса. На вопрос, отчего, приезжая в столицу, все музыканты очень быстро начинают петь с чужого голоса, играть  в каком-то одном определенном, «попсовом» формате, многие отвечают так: если ты, приезжая из провинции никому не известным творцом, отдаешься во власть продюсера, который тебя будет двигать -  он однозначно предложит тебе «сменить формат». Так вот вопрос: что это за формат такой, укладывающий провинциальные таланты в прокрустово ложе, и откуда он вообще берется?

- Ниоткуда. В нашей стране нет никакого формата. Просто сейчас все стали вежливые, и если тебе сказали, что ты играешь «неформат» - значит, тебя культурно послали. Есть, конечно, и вкусовщина, и некомпетентность, и определенный соцзаказ, который обслуживают конкретные люди. Впрочем, я сам много лет отработал продюсером в звукозаписывающей компании, за это время не обидел ни одного артиста, фактически коллегу, и ни разу не подвел работодателей. Можно балансировать между интересами сторон, оставаться порядочным и профессионально выполнять свои задачи. Например, я выпускал три альбома группы «Черный кофе»: «Александрия», The Best и «Настроение», и Дима Варшавский сказал мне – цитирую практически дословно: «Макс, я работал в Советском Союзе, работал в американском шоу-бизнесе, сейчас работаю  в русском шоу-бизнесе, и ты – первый встретившийся мне человек, который сделал все то, что сказал. Я просто в шоке, и очень тебе благодарен». Понимаете? То есть, в итоге, все упирается в отношение  к делу, в профессионализм и в элементарную порядочность.

- То есть, завершая вопрос по теме, бывает ли так, что приезжает в Москву гений из провинции, а ему говорят: «Пой нашу попсу или езжай обратно»?

- Мне кажется, что гении находятся либо в музее, либо на кладбище. На сцену выходят, в основном, талантливые работоспособные люди  Гений? Вот Моцарт был гений. Он за секунду слышал симфонию, и потом ее только записывал. Это – гений, это – отклонение от нормы. Но, как говорится, «кто кончил жизнь трагически – тот истинный поэт». Словом, когда артисты жалуются на продюсера, проблема мне непонятна. Это говорит, скорее всего, о некомпетентности артиста. Не нравится – не делай. Если ты наступаешь на горло собственной песне – значит, ты не творец, и тогда делай то, что тебе велят.

«Не застыл на том, что слушал в 15»

- За десять минут беседы ты несколько раз процитировал выдающиеся тексты. Что слушаешь, читаешь, смотришь?

- Я люблю напрягать разные части своего интеллекта, и стараюсь не ограничивать себя в поисках хорошего, нового. Ну и хорошо забытое старое есть.

- Может, какой-нибудь топ нам предложишь?

- Специально для такой ситуации я написал песню «Я люблю рок-н-ролл», и там есть такие слова: «В моей голове сотни альбомов». Я – меломан-наркоман, интересуюсь музыкой, не застыл на том, что слушал в пятнадцать лет…

 - Тяжелый металл, наверное? В 15 лет все обычно слушают тяжелый металл.

- Ну, значит, я в 15 лет был необычным. Я слушал разную музыку. В моей фонотеке несколько десятков тысяч альбомов, это – любимые. И библиотека есть со шкафами до потолка, под нее отведена отдельная комната. Я не могу сказать, что «надо читать вот это» или «надо слушать вот то». Нет универсального десятка книг или композиций, такие вещи меня пугают. Каждый для себя выбирает сам. Когда у меня есть свободное время, под настроение я выбираю собеседника, с которым мне интересно пообщаться, от которого приятно узнать что-то новое или перечитать, переслушать, освежить воспоминания. Это может быть и классика, и самое современное чтиво или музыка. И мой список, в зависимости от настроения, «плавает».

- Что пожелаешь молодым музыкантам?

- Не слушать досужих советов, верить в себя, не терять оптимизма и не стараться кому-то понравиться. Если есть, что сказать - говорить. И - играть гаммы, а заниматься только с метрономом.

Мария ФЕДОТОВА.

Справка «НН»

Группа «Собаки Качалова» появилась на свет в Свердловске в 1996 году во Всемирный день рок-н-ролла (12 апреля). Уже в августе был выпущен первый альбом на CD, «Задом на запад», и три диска были отправлены в Москву. Примерно через месяц песни из альбома зазвучали в эфире станции «Радио 101». Клип на песню «Каждый день война» принимал участие в фестивале «Поколение-98», транслировался по ОРТ, находился в ротации на Муз-ТВ и MTV Россия. В юбилейном для группы 2016 году записан альбом «Блюз для тех, кто не спит».

Следите за нашими новостями в удобном формате