На втором этаже нижегородского Дома архитектора проходит выставка шведского фотографа Миши Педана (родившегося в Харькове и обучавшегося в Санкт-Петербурге) и шведской же критикессы Ингелы Линд. Выставка называется «Монументы» и представляет собой два с лишним десятка больших фотографий, сопровожденных комментариями.
Смысл в том, что фотограф и комментатор моделируют забавную ситуацию: как если бы они жили лет двести спустя и вдруг явились в Стокгольм нашего времени, и, не обнаружив ни людей, ни иных источников информации, стали бы размышлять о функциональном предназначении городских монументальных построек.
Все, наверное, знают, что такое скифские бабы. Или истуканы острова Пасхи. Или Стоунхендж. Но до сих пор никому не известно, с какой целью древние воздвигали эти величественные постройки. Со временем в связке «миф-символ-ритуал» остался лишь символ, сам по себе сообщающий немногое… и не слишком ясное.
Фотограф Педан и критикесса Линд, в данном случае находящиеся также как бы не в курсе нашей с вами жизни, остроумно домысливают мифы и ритуалы вокруг монументов эпохи развитого урбанизма – тоннелей и небоскребов, аквапарков и случайных предметов. По мысли художников, люди роились в высотках, словно пчелы, а также, устремляясь вниз, рыли подземные ходы. В аквапарках отправлялись солярные обряды (плодородия, солнцепоклонничества): на эту мысль наводит бананообразная водяная горка, клоун с мороженым в руке и Микки-Маус. В соответствии с древней семантикой, мышь – победительница материи, а мороженое (в соответствии с каким-то новым словарем символов, видимо) означает переход от холода к теплу. Интересно, кстати: нашим пришельцам известно мороженое, а аквапарк - нет. Вот какие идеи вызывает небоскреб. «Обелиск развивался, придя из Древнего Египта. Но культура поощряла бережливость… и монументы были приемлемы лишь в случае, если могли приносить пользу обществу. В этом обелиске можно было даже жить. Он был воздвигнут во времена триумфа как знак развития и современности».
Монумент - понятие, связывающее друг с другом великие цивилизации и культуры. Забавно, если через двести лет люди будут точно знать предназначение мороженого, а о функции, скажем, обсерватории станут лишь догадываться. Но если серьезно, то из общественного сознания со свистом улетучиваются значение и смысл многих «монументов» - имен, памятников, зданий…
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
«Несмотря на то, что я узнаю все эти здания и улицы, по которым ходил еще в детстве, я не уверен, что эти фотографии - Стокгольм, - сказал шведский посол Юхан Муландер, открывая «Монументы». – Эти снимки, скорее, передают художественную идею. Ведь город – это здания и люди, а людей на фото нет... Люди, которые будут ходить среди зданий, – это вы».
Мария ФЕДОТОВА.