На телеэкранах прошел криминально-мелодраматический сериал "Московская борзая" - весьма крепкая добросовестная работа от режиссеров Романа Просвирнина и Егора Анашкина. Многие нижегородцы, припав к экранам, следили за перипетиями сюжета… Ну а некоторые не преминули скривиться и заявить: "Да тут полно ляпов!" И правда, даже не самому внимательному зрителю, хорошо знакомому с Нижним Новгородом, есть отчего улыбнуться.
- Полиция в Доме пионеров
Кино начинается с того, что главная героиня, она же Алевтина Борзова, посещает московский салон красоты и идет на работу мимо Нижегородского драмтеатра, около которого на не существующей в местной реальности тумбе красуется схема линий Московского метро.
Вскоре, уволенная "за аморалку", она приезжает из Москвы в Нижний Новгород. Она выходит из поезда с чемоданищем на колесиках. И в следующем кадре мы видим, как она с тем же багажом ловит такси. В принципе это логично: пересесть из поезда в такси, вот только машет рукой она уже на площади Минина и Пожарского, где-то под самым Чкаловым. Вот такие крепкие женщины-полицейские в Москве: прибыли в новый город - и сразу отправились на познавательную прогулку через Канавинский мост до самых кремлевских стен.
Немножко подпортили создатели сериала в финальных титрах - выразили благодарность начальнику ГУ МВД по Нижегородской области Ивану Михайловичу Шаеву, перекрестив его в Маева.
Получилось смешно и с местом работы "московской борзой". Автор этих строк долго соображала, каким боком причастна к зданию управления ГУВД (куда перевели работать героиню) красная кирпичная стена Дворца творчества юных имени Чкалова, выходящая во двор и на площадку кинологов. На этот вопрос ответил организатор съемок в Нижнем Новгороде Александр Кондратенко. Здание полицейского управления режиссерам показалось слишком современным, и они специально искали такую - большую, кирпичную, явно старинную - стену. По задумке режиссеров, Нижний Новгород должен был стать чудесной декорацией, красивым городом, где время не то чтобы остановилось, но как бы "где Русь на старине стоит" - благополучное, светлое место, на фоне которого происходят контрастно-драматические события сериала.
- Перестройка закончилась осенью
Как тут не вспомнить еще один фильм с Нижним Новгородом в главной роли - "Жмурки". Снимался всего-то десять с небольшим лет назад, а действие происходит в девяностые - на излете перестройки, расцвета гоп-стопа и прочих следствий перемен. Так что режиссер-нижегородец Андрей Балабанов, прекрасно знающий город и его особо смачные укромные уголки, со вкусом выбирал соответствующую натуру. Кстати, также отдавая предпочтение подчеркнуто старинной натуре. Сравнивая "Московскую борзую" со "Жмурками", нетрудно убедиться в том, что при умелом использовании город потрясающе создает атмосферу происходящего, окрашивает эпоху соответствующей краской. Благополучие нашего времени в "Борзой" передают ухоженные старинные особняки, чистые улочки, уютные дворики, где так приятно (и, главное, безопасно) почаевничать вечером. События сериала разворачиваются ясным летом, в кадре - преимущественно ласковый день или приветливое утро, да и в целом узнаваемые места города показаны в очень добром ключе. Например, когда возмущенные появлением новой начальницы полицейские демонстративно покидают рабочий кабинет и отправляются пить пиво, они идут не куда-нибудь, а на дебаркадер Гребного канала.
В "Жмурках" действие происходит поздней осенью. В кадре - черные деревья, сырость и вездесущая непроходимая грязь (впрочем, в середине девяностых так оно и было), ввиду чего кажется, что в фильме царят какие-то вечные сумерки, что в принципе хорошо рифмуется с ощущением предчувствия заката великой страны. Герои много перемещаются по каким-то баракам и развалюхам, отчего появляется чувство непрестанной мышиной возни. И даже если пацаны сели (прошу прощения - присели) отдохнуть, "перетереть" что-либо или просто погрызть семок, выбор локаций также наводит на определенные мысли. Чего стоит знаменитая сцена на разрушенных, почерневших трибунах стадиона "Водник" (увы, до сих пор пребывающего в том самом "зажмуренном" состоянии).
Ну и, конечно, наводят на размышление перемещения главных героев обоих фильмов. В солнечно-благополучном сериале Алевтина Борзова отправляется из столицы в провинцию, где реализуется профессионально и человечески, а оставшиеся в живых герои "Жмурок" рвут когти в Москву, превращаясь там в так называемых "приличных людей". Идея побега "в деревню, в глушь…" как оздоровительной, спасительной для личности поездки прозвучала почти двести лет назад, но здесь суть, скорее, в некотором противостоянии Москвы и ее ближайшего соседа-миллионника, испытывающего постоянную утечку талантов в "нерезиновую". Так или иначе, даже в самую сумеречную погоду Нижний Новгород смотрится более гуманно.
Мария ФЕДОТОВА. Фото kinopoisk.ru.