Школьников задействуют как кухонных работников

Школьников задействуют как кухонных работников

Детки убирают объедки?

Считается, что сегодня школьники мало вовлечены в общественный труд. Вот и министр образования Ольга Васильева не так давно подняла вопрос о том, что нужно возвращать практику уборки школьных помещений силами самих ребят. Хотя есть примеры и другого характера, когда на учеников взваливают совсем не свойственные им обязанности. 

Общество чистых тарелок

Так, ученики одного известного в Нижнем Новгороде образовательного учреждения рассказали, что во время дежурства им приходится помогать работникам столовой.
- Мы собираем грязную посуду, сливаем остатки супа в чан. Счищаем объедки с тарелок... Нам объяснили, что работники столовой не успевают это делать. Хотя такие дежурства бывают не так часто. В назначенный день нас снимают с уроков, чтобы помочь накрыть на столы, а потом после обеда убрать посуду, - рассказала одна из старшеклассниц.
- Дочка всегда после такого дежурства приходит вся перепачканная. Перчатки детям не выдают. Разрешения на то, чтобы мой ребенок очищал тарелки от объедков, у меня никто не спрашивал, - возмущается мама другой старшеклассницы.
Впрочем, дальше возмущений родители никаких попыток пресечь подобную практику вовлечения детей в "общественно-полезный" труд не предпринимают. И понятно, почему. Это тот случай, когда, как говорится, будет себе дороже.
Тем не менее редакция не могла пройти мимо этого факта и обратилась за разъяснением в Управление Роспотребнадзора и департамент образования администрации Нижнего Новгорода.
В ответе, присланном за подписью заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Ольги Степановой, говорится следующее: "На основании пункта 7.4 СанПиН 2.45.09-08 не допускается присутствие обучающихся в производственных помещениях столовой. Не разрешается привлекать обучающихся к работам, связанным с приготовлением пищи, к чистке овощей, раздаче готовой пищи, резке хлеба, уборке помещений".
По тем же санитарным нормам, очистка остатков пищи с тарелок считается как первый этап работ по мытью посуды. Эти работы входят в обязанности работников пищеблока, имеющих медкнижки.
- Дети очищать тарелки от остатков пищи не могут, так как это может быть чревато распространением инфекций, - пояснила уже по телефону специалист управления Ирина Лазарева.
И директор департамента образования Нижнего Новгорода Ирина Тарасова в своем ответе редакции тоже подтвердила, что в обязанности детей не входит уборка остатков пищи с посуды.

Технология привлечения

В ответе руководителя департамента подчеркнуто, что "привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается". Но в тех школах, где практикуются дежурства ребят в столовой, по утверждению чиновницы, такие согласия имеются, в частности, в упомянутом лицее № 40.
- Указанные дежурства здесь проводятся в рамках образовательной программы по предмету "технология". К дежурству в столовой привлекаются учащиеся 7 - 8-х классов. В их обязанности входит накрытие столов посудой для завтраков и обедов учащихся, а также частичная уборка со столов лишних комплектов еды. По вопросам дежурства учащихся в столовой имеется решение собрания общешкольного родительского комитета. Кроме того, на родительских собраниях каждого класса, учащиеся которого привлекаются к дежурству, были вынесены решения о согласии родителей, что подтверждается протоколами классных родительских собраний, - поясняет Ирина Борисовна.
Рассказы детей и родителей ставят под сомнение официальное видение ситуации. Впрочем, что и не мудрено: чиновники всегда предпочитают делать вид, что в их ведомстве все в порядке.

Марина МУРОМЦЕВА. 

P.S. Когда номер готовился к печати, в лицее № 40 на родительском собрании попросили задним числом согласия на то, чтобы мамы и папы не возражали против привлечения их детей к труду, не предусмотренному образовательной программой.

Экспресс-опрос

А как родители считают, надо ли привлекать их чад к общественно-полезному труду в школе?

Анна ДЕМИНА, молодая бабушка:
- В наше время мы все в школе делали. Еще и на картошку ездили. И нам это нравилось, хотя было и нелегко. Зато научились ценить труд и его плоды. Сегодня же приходится видеть, как здоровые молодые люди, которые были лишены таких уроков труда, слоняются без дела и считают это нормальным.
Екатерина, мама первоклассницы:
- Я против того, чтобы моего ребенка к чему-то там приучали посторонние люди. Не считаю, что мытье общественных мест - это какой-то полезный навык, который необходим всем детям. Логичней объяснить ребенку, что нужно с уважением относиться к чужому труду. Если он это понимает только посредством размазывания грязи тряпкой или махания граблями - проблемы воспитания. Научить ребенка мыть пол, посуду, держать в чистоте свое рабочее место, стирать, готовить, поливать цветы должны дома.
Андрей Васильевич, дедушка двух внуков-старшеклассников:
- Сегодня многие из родителей стараются отгородить своих детей от трудностей и мало чему учат. Школа в этом случае может восполнить этот пробел и дать первые трудовые навыки. И привлечение к каким-то общественно-полезным работам может быть первым таким опытом. Но в школах должна проводиться продуманная работа по трудовому воспитанию, профориентации с наглядными примерами. Благо сегодня есть куда повести ребят на экскурсию, показать, как работают на современных производствах.

Следите за нашими новостями в удобном формате