В некоторых школах уроки технологии, по-старому - труда, превратились в занятия информатикой. Такие примеры есть не только в Нижегородской области, но и, как демонстрируют родительские форумы, в других регионах нашей большой страны.
Девочкам повезло больше
- Сына не учили в руках ни молоток держать, ни какой другой инструмент. Это огромное упущение, особенно для неполных семей. Если рядом нет рукастого отца, мальчик растет неумехой. В советские временна азам учила школа. А теперь кто научит? - рассказала мама десятиклассника, ученика престижной языковой гимназии Нижегородского района областного центра Алла Невская.
Да и в обычных школах дела обстоят не кардинально лучше.
- Сын учится в 7-м классе. На "технологии" в 5-м и 6-м классах и мальчики, и девочки клеили поделки, изготавливали макеты. Детский сад какой-то! Большую часть шестого класса уроков технологии у мальчиков не было вовсе! Девочек еще чему-то учили, а ребята ходили к третьему уроку. Вот недавно было собрание и наконец-то сказали, что появился учитель и оборудование и дети будут полноценно заниматься - девочки шить, а мальчики осваивать работу с инструментом, - рассказала мама ученика школы Советского района Нижнего Новгорода Вероника Кузнецова.
Ситуация с будущими хозяйками обстоит лучше. Опрошенные родители подтвердили, что девочек, так же как в советские времена, учат готовить, пользоваться швейной машинкой. Кроме того, обучают девчат и основам рукоделия - вязания, вышивки, изготовления мягких игрушек.
- На уроках технологии мы уже шили фартуки, юбки, платья. Сначала эти уроки мне не очень нравились, но потом поменялся учитель, я их полюбила. В прошлом году мы сшили вещи по своим размерам. Получилось очень здорово. Девочки с помощью педагога изготовили современные, модные вещи на свой вкус. Я, например, сшила платье и ношу его с удовольствием. Рукоделие мы тоже осваивали. Немного тяжело было учиться вязать крючком. Но потом разобрались и связали себе кошельки, пеналы, оригинальные браслеты… В последней четверти мы занимаемся кулинарией, разбиваемся на группы, готовим и затем пробуем, как и что получилось. Блюда были такие: салаты, блины, печенье. Мне даже жалко, что в 8-м классе урок технологии только один, - поделилась своими впечатлениями ученица одной из сормовских школ Екатерина Воробьева.
В том, что уроки технологии приносят реальную пользу, не сомневаются ни дети, ни родители, ни чиновники от образования.
Стоит в программе
- Уроки технологии являются обязательными. Они часть федерального образовательного стандарта. Всероссийская олимпиада школьников проходит по 24 предметам, и один из них - это технология, что также говорит о важности этого предмета. Уроки технологии должны быть во всех школах независимо от их статуса. Если проверка выявит, что данные уроки не преподаются, то это чревато серьезными последствиями, - поясняет начальник отдела министерства образования Нижегородской области Виктор Шмелев.
- Что касается содержания этого предмета, то программа по технологии сохранила практическую направленность, как это было и в советские времена. Но она изменена с учетом современных требований. Теперь используются проектные методы. У учеников есть возможность воплотить в жизнь свои задумки. Иногда проект выполняется с привлечением современных компьютерных технологий. Школьников учат базовым навыкам, которые нужны в современной жизни. Девочек - держать в руках иголку, пользоваться швейной машинкой, готовить еду. Мальчиков обучают навыкам работы с инструментами. Они работают на станках по обработке дерева или металла, - объясняет Виктор Николаевич.
Конечно, то, как поставлены уроки технологии, во многом зависит и от позиции школы, и от конкретных педагогов. Например, в школе № 1 рабочего поселка Сосновское есть учитель, увлеченный своим делом. Эдуард Кувшинов не только дает уроки, но и ведет кружок и занимается с одаренными детьми. В этом году его воспитанник, выпускник 11-го класса Андрей Ногтев, стал призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады. Он изготовил необычайно красивый стул с резной спинкой, который скорее напоминал царский трон, за что и был отмечен.
Сегодня, согласно требованиям государственного образовательного стандарта, детей на уроках технологии должны научить ориентироваться в современной медицине, производстве и обработке различных материалов, машиностроении, продуктах питания и сервиса, а также в информационной среде. Некоторые школы предлагают своим ученикам на уроках технологии изучать робототехнику и конструирование и получать дополнительные знания из таких областей, как физика, черчение и информатика. В то же время, несмотря на то, мир изменился - навык держать в руках молоток и иголку с ниткой по-прежнему необходим каждому человеку.
Александра МАХЛИНА.