В заведениях общепита нижегородцев обманывают чаще, чем они думают

В заведениях общепита нижегородцев обманывают чаще, чем они думают

Все мы уже давно не представляем своей жизни без различных кафешек, ресторанов и баров. Провести деловую встречу, встретиться с любимым человеком, друзьями или просто посидеть в одиночестве за чашкой кофе… А ведь это просто рай для жуликоватых сотрудников заведений. Только здесь за вечер они могут влегкую срубить половину своего месячного оклада.

Дурят пьяных и романтиков

Как правило, чаще всего обманывают посетителей те, кто непосредственно с ними работает, - бармены и официанты. Ни для кого не секрет, что зарплата у них копеечная и живут они за счет чаевых. А так как чаевые почти всегда даются по усмотрению клиентов, то многие из них забирают сдачу до рубля. И тогда обиженные труженики кафе, баров и т.д. решаются на обман. Усугубляется ситуация и тем, что работодатели нередко недоплачивают им зарплату, штрафуют за все провинности и заставляют за копейки работать сверхурочно. Вот озлобленный персонал и отыгрывается на клиентах, а порой и на работодателях, обсчитывая посетителей и воруя у кафе или ресторана.
Вторая причина процветающего воровства в этой сфере в том, что, как правило, работать официантами и барменами идут люди, которые воспринимают эту работу как временную. Это многочисленные студенты, люди, пережидающие кризис и находящиеся в поиске лучшей работы. Отношение у них к работе-времянке соответствующее, и они не видят ничего плохого в том, чтобы немного подзаработать на клиентах.
Ну и, конечно, есть люди, которые просто не могут удержаться от воровства и обмана. Такова уж их психология. Они обязательно возьмут то, что плохо лежит, и не упустят шанс обсчитать клиента.
Вполне понятно, что самая желанная публика для обманщиков от общепита - подвыпившие клиенты и большие компании, где уж точно не вспомнят, кто сколько и чего съел и выпил. Удобно дурить и романтические пары, зашедшие на огонек, чтобы побыть наедине в красивой обстановке и под вкусные угощения: не будет же мужчина скрупулезно пересчитывать цифры и устраивать скандал из-за червонца-другого, дабы не выглядеть жмотом в глазах прекрасной дамы.
А еще часто надувают, как это ни странно на первый взгляд, приезжих из глубинки и людей со скромными доходами. Ведь в дорогих сортах продуктов они вряд ли разбираются. Таким запросто сойдет и дешевая сырная нарезка из соседнего магазина вместо пармезана или моцареллы. В таких случаях телятина выдается за говядину, ягнятина - за баранину и т.д. Мартини легко можно заменить Чинзано, а ликер Бейлис более дешевым - Айриш Мист.
- Взяли мы нового повара, а он в возрасте. Ну и начал меня уму-разуму учить, - рассказывает владелица кафе Светлана Афанасьева. - Первым делом предложил заменить в чизкейках дорогой сыр маскарпоне на "Дружбу". Мол, клиенту все равно, а нам тройная выгода. Потом были попытки заменить оливковое масло подсолнечным, парное мясо на замороженное. Распознать обман в этом случае могут только самые изысканные гурманы.

Тайна большой салатницы

В случае с большими компаниями классика жанра - салаты, красиво уложенные в одну большую вазу или тарелку, где вместо 10 порций находится максимум 7 - 8. В счете же, разумеется, их будет указано 10. Этот прием безотказно работает на банкетах и при заказах на большие компании. Конечно, на банкет с весами ходить не будешь, а потому целесообразно просить, чтобы салаты все же раскладывали порционно, на отдельные тарелки. Тогда даже маленький недовес будет очевиден.
Есть и такой хитрый финт. Когда компания делает большой заказ, официант с улыбкой сообщает, что выбранные блюда будет приносить по мере готовности. Он и правда то и дело подает вам их, но с весьма ощутимыми перерывами. Клиенты часто думают, что виной тому нерасторопные повара. На самом же деле официант дожидается, пока посетители дойдут до кондиции и перестанут оценивать съеденные порции. А для большей путаницы не забывает исправно убирать пустые тарелки. В итоге одно-два, а то и больше блюд вам наверняка недонесут, а вот в счет, будьте уверены, их включат. Есть и другой вариант. Вам все же приносят все заказанное, но к счету плюсуют еще пару-тройку блюд, которых вы в глаза не видели. Хорошо, если в кафе или ресторане установлена камера наблюдения, тогда вы можете потребовать запись. А если нет? Доказать, что вы не верблюд, в данном случае ой как непросто.

Фисташки, бывшие в употреблении

Барменам самый большой доход приносят коктейли. В этой мешанине с трудом различишь ингредиенты. А барменам это только на руку. Например, вы заказываете коктейль, состоящий из 25 г водки, джина, рома, текилы, виски и 250 г колы. Бармен запросто может налить вам вместо этого 50 г самой дешевой водки, приправить дешевым ромом и колой. Можно сделать и по-другому: наливать не по 25 г дорогих напитков, а по 15. А недолитые остатки бармен прибережет для себя. Выход здесь может быть только один: заказывайте алкогольные коктейли, да и вообще весь алкоголь непосредственно у барной стойки. Вряд ли бармен решится мухлевать на глазах у клиента.
Недолив алкоголя бармены очень любят компенсировать огромным количеством льда. И если с коктейлями, в которых лед необходим по рецепту, ничего не поделаешь, то, заказывая, например, виски со льдом, попросите принести лед в отдельной емкости. В принципе так и положено.
- Всегда смотрите, когда заказываете коктейль, значится ли в ингредиентах лед, - советует бывшая официантка Елена Медведева. - Если нет, то приносить его должны либо в отдельной посуде, либо наливать напитки в стаканы большего объема. Например, хотите напиток со льдом. В меню указан объем порции - 200 мл. Тогда напиток должны принести в бокале объемом 300 мл. Иначе реальный недолив на каждой порции составит порядка 80 мл. Фактически вы платите за 200 мл, а получаете 100 - 120 мл. Почти в два раза меньше. Вот так. А учитывая, что стоимость алкогольных коктейлей весьма высока, "навар" бармена от таких манипуляций может составлять до половины стоимости коктейля.
Кроме того, одним из малоизвестных способов недолива алкогольного коктейля является толстый кусочек лимона, который, надрезанный, надевается на край бокала (а иногда и плавает в самом напитке). Таким образом, может недоливаться около 10 граммов дорогостоящего коктейля. Хотя по правилам лимон не должен касаться напитка.
- Открывая свое кафе, я столкнулась с непривычными жалобами, - сообщила Татьяна Стрельникова. - Посетители сокрушались, что коктейли... слишком крепкие! А ведь мы готовим их по классическому рецепту. Вывод один: просто посетители привыкли к разбавленным коктейлям. То есть их обманывают почти во всех барах.
И еще. Алкоголь в коктейлях всегда стоит дешевле, чем по порциям. Например, коктейль виски-кола стоит 200 рублей. Отдельно же виски стоит 200 рублей и кола 50. Бармен делает коктейль и в кассе пробивает его же. А посетителю называет цену в 250 рублей и для убедительности показывает позиции из меню: виски 50 г - 200 рублей, кола 200 мл - 50 рублей.
Закуски к пиву (чипсы, орешки, сушеные кальмары и т.п.) очень часто подают в меньшем количестве, чем в меню. Для этого их красиво раскладывают на блюдце и украшают чем-нибудь.
- Есть такой малоизвестный трюк с теми же фисташками, - рассказывает официантка Елена Медведева. - В каждой пачке есть орешки, которые невозможно очистить от скорлупы. Если клиент оставляет такие орехи после себя, официант и бармен их сохраняют, а потом добавляют в порцию, заказанную новым клиентом. Так за вечер вполне можно сэкономить несколько пачек фисташек.

Чек с пересчетом

Когда дело касается обманов с чеками, то в большинстве случаев здесь участвуют не только официанты, но и менеджеры залов.
При расчете с клиентами по правилам сперва приносится так называемый пречек. Его могут выписать от руки либо отпечатать на принтере. Это чек не фискальный, то есть неподотчетный. По сути, просто бумажка, информирующая вас о ваших расходах. Проверяете счет. Если порядок - даете деньги. После этого пробивается кассовый (уже подотчетный) чек: на нем есть ИНН, номер кассы, реквизиты предприятия. Его вам должны принести со сдачей.
Но иногда сумму счета называют устно, а потом приносят пречек с итоговой цифрой. Это стопроцентный обман. Нередко со сдачей дают тот же пречек, без реквизитов. А после вашего ухода чек перебьют, разницу положат в карман, а чтобы не заметил хозяин, впишут ваш салат или пирожное какой-нибудь пьяной компании.
Лучше заранее предупредить персонал о том, что вы все записываете и непременно пересчитаете. Это поубавит пыл аферистов. В случае обнаруженных "мухлежей" со стороны сотрудников обязательно следует сообщить об этом администратору, а лучше сразу владельцу заведения, поскольку те не всегда знают о выходках своих подчиненных.
Помните, обмануть могут везде: и в закусочной, и в дорогом ресторане. Просто в одних местах это делают более искусно, нежели в других. Выявить обман в таких случаях непросто. А если он и всплывет наружу, как доказать, что это злой умысел, а не чья-то ошибка? Так что до жалоб в надзорные органы дело доходит редко…

Ольга СИНИЧКИНА. Фото fotki.yandex.ru.

Между тем

В Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области с начала года поступило 103 обращения, касающихся деятельности предприятий общепита. Чаще всего граждане жалуются на неудобства проживания рядом с ними: громкую речь, пение, курение под окнами жильцов, ненормативную лексику и т.д. - около 60 заявлений. На нарушение действующих санитарных правил поступило 38 обращений. Это отсутствие медосмотров и санитарной одежды у сотрудников, тараканы и мыши на предприятиях и отравления после употребления пищи. Еще шесть человек пожаловались на качество обслуживания - время обслуживания, грубость персонала и даже воровство личных вещей.
С начала года специалистами управления в судебные органы направлены материалы по 21 объекту общепита. Приостановлена деятельность 6 таких объектов. Составлено 183 протокола об административном правонарушении. Сумма штрафов составила 1 млн 153 тыс. 500 рублей.

Следите за нашими новостями в удобном формате