Распространенная сценка в магазинах любого формата, хоть небольшой торговой точки, хоть гипермаркета: растерянный покупатель с ужасом рассматривает древний сотовый телефон, который продавец выдал ему как подменное средство связи на время ремонта собственности потребителя.
Далеко не каждый из нас знает о таком праве: потребовать в торговой точке подменный товар вместо свежекупленного, но уже нуждающегося в ремонте. Даже самых продвинутых граждан, назубок знающих все нюансы Закона "О защите прав потребителей", торговля может заставить быстро угомониться.
Чего уж проще - дать в руки покупателю хоть что-нибудь, лишь бы тот успокоился. И аргументация железная: "Ваше требование выполнено. Вам же выдали другой телефон!" Или телевизор, или компьютер и т. д. Неважно, что вместо мобильника с фотоаппаратом и возможностями выхода в Интернет вам вежливо и будто бы на законных основаниях предлагают пользоваться его "прадедушкой" с черно-белым экраном, отсутствием тех или иных функций и аксессуаров.
Но, как говорится, сколько веревочке ни виться, а конец будет. Вот и для защитников прав потребителей как из госструктур, так и из общественных организаций, похоже, наступил полный хеппи-энд: расплывчатая формулировка о выдаче на время ремонта аналогичного товара заменена на предоставление товара длительного пользования, обладающего теми же основными потребительскими свойствами.
Так что с середины декабря, когда поправки в Закон РФ "О защите прав потребителей" вступят в силу, торговля уже не имеет никаких оснований, кроме мечты о безропотности покупателей, предлагать на подмену товар с меньшими функциями.
Простой пример: если вы купили телефон с полифонией, выходом в Интернет или, допустим, видеокамерой и плеером, то вам никак не смогут предложить на время ремонта пользоваться телефоном без этих возможностей.
Информация к сведению
Подмене не подлежат
Нам, потребителям, на радость, а торговле на удивление: товаров, которые не подлежат временной замене на период ремонта, не так уж и много. Они определены постановлением правительства РФ № 1222. Среди них:
автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, кроме тех, что предназначены для использования инвалидами;
прогулочные суда и плавсредства;
мебель;
электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях (например, фены для волос, электробритвы);
электробытовые приборы для приготовления еды (печи СВЧ, тостеры, электрочайники и т. д.);
гражданское оружие, основные части гражданского и служебного оружия.
Все остальные товары длительного пользования можно взять в торговле вместо ранее приобретенных, но находящихся в ремонте.
Важно
Потребитель должен сам потребовать подменную вещь вместо вышедшей из строя. Нет такого высказанного требования - нет соответственно и обязанности торговли предоставлять что-то взамен.
Желательно все обращения в торговую точку составлять в письменном виде в двух экземплярах (второй должен храниться у потребителя с отметкой торговли, когда и кем он туда передан).
Срок бесплатного (!) предоставления подменного товара установлен законодательством в размере трех дней. В ином случае у потребителя возникает право на неустойку из-за несвоевременного исполнения его требований.
Доставка потребителю крупногабаритного подменного товара происходит за счет продавца.
Светлана ЗАГВОЗДИНА при содействии комитета защиты прав потребителей администрации Нижегородского района Нижнего Новгорода. Тел. 419-68-13.
В ТЕМУ
Телефонный
секонд-хенд запретят?
Куплю-продажу подержанных мобильных телефонов надо запретить, считают в МВД. Всеобщая "мобилизация" населения породила ответную криминальную волну. В рейтинге уголовных дел преступления с мобильниками поднялись на первые строчки. Сегодня уже каждое пятое преступление - "сотовое".
В некоторых регионах количество таких происшествий каждый год вырастает в 2 - 3 раза. Возможность быстро, без всяких документов продать мобильник и сразу же получить наличность стимулирует бурный рост этой преступности. Если за весь прошлый год на милицейский учет было поставлено 250 тысяч похищенных телефонов, то уже в первой половине этого года - почти 160 тысяч. А сколько таких преступлений остались за кадром статистики?
Чаще всего жертвами "сотовых" преступников становятся дети, женщины и молодые люди. Контингент "охотников" за такими телефонами тоже приобрел конкретные возрастные рамки - от 18 до 28 лет.
По мнению руководства МВД, необходимо установить жесткую систему продажи сотовых телефонов. Как минимум она должна осуществляться только при предъявлении технического паспорта на изделие и товарного чека, полученного от предыдущего продавца. Каждая сделка должна фиксироваться и проводиться в законном порядке. Ведь это нетрудно - сохранить несколько бумажек, которые вам вручили в магазине.
Андрей НОВИКОВ.
Как уберечь
своего помощника?
В департаменте уголовного розыска МВД советуют на улице, в общественном транспорте, в магазинах, барах, клубах снимать его с поясных ремней и шейных шнурков и класть поближе к телу, лучше всего во внутренний карман. При этом желательно переводить его в режим вибрации - так зазвонивший телефон не привлечет внимания "плохих парней". Нельзя давать свой мобильник незнакомым людям ни под каким предлогом. Даже если просят вызвать "скорую помощь", пожарную охрану, милицию, сделайте это сами.
Если пропажа телефона обнаружилась в магазине, ресторане, каком-либо развлекательном заведении или офисе, надо обратиться к администрации - вдруг здесь установлена система видеонаблюдения, которая поможет определить внешность преступника. Можно попытаться сразу же позвонить с другого телефона по своему номеру. Не исключено, что вор рядом и звонок поможет его быстро отыскать.
Полезная информация от уголовного розыска - своевременно поданное в милицию заявление о хищении телефона увеличивает вероятность раскрытия преступления на 75 процентов.
Очень важно сообщить милиции идентификационный номер пропавшего телефона - IMEI. Его, разумеется, надо выяснить заранее, до "несчастного случая": прочитать либо на задней крышке под батарейкой, либо узнать, набрав комбинацию: *#06#.