Впервые за последние полвека в Нижнем Новгороде прошли большие гастроли Московского академического театра имени Вахтангова. С 28 ноября по 2 декабря москвичи показали на сцене ТЮЗа пять спектаклей.
Для начала публику порадовали постановкой Владимира Иванова "Мадемуазель Нитуш", сюжет которой многим знаком по фильму "Небесные ласточки" с Мироновым и Гурченко. Почти четыре часа действа пролетают незаметно. Нет ни минуты, не заполненной метким словцом, изящным пассажем. Каламбуры остроумны, и даже современные прибаутки (вроде томного "как страшно жить!") уместны и поданы со вкусом. Вот герой запевает: "Не смотри, не смотри ты по сторонам, оставайся такой, как есть…" - "А что вы такое поете? Это же еще не написано." - "Не волнуйтесь, деточка, это БУДЕТ написано!" А как забавна просьба служителя "театра в театре": "Во время спектакля не пользуйтесь музыкальными шкатулками и часами с боем"!
Для зрителей, знающих актеров преимущественно по экранным ролям, такие гастроли - возможность сделать приятные открытия. Например, узнать, что Виктор Добронравов не только простак из сериала "Не родись красивой", а невероятно пластичный, "маневренный" артист. А какова неузнаваемая в образе озорной ханжи Мария Аронова! Уморительные похрюкивания и шепелявость ее героини не забыть, а уж шпагат Ароновой достоин оваций, которые, собственно, под занавес и не смолкали.
Спектакль Владимира Мирзоева "Сирано де Бержерак" доказал, что академическому театру лучше не экспериментировать. Поэта с огромным носом и ранимым сердцем сыграл Максим Суханов. По манере спектакль приближается к клоунаде: утрированные интонации, нарочито безвкусные наряды (верх абсурда - Сирано, обернутый в целлофан и изображающий инопланетянина). Возлюбленную поэта Роксану играет явно не попадающая в возраст героини Ирина Купченко. Выбранный примитивистский стиль "дуракаваляния" и не предполагает постижения сущности персонажей. Но хоть бы эта клоунада была веселой! Двусмысленные шутки и непристойные телодвижения - может, это не было бы так страшно, когда бы не было так скучно.
Главным событием гастролей стала чеховская "Чайка", поставленная "вахтанговцем" Павлом Сафоновым. Звездный актерский состав - Яковлев, Максакова, Шалевич, Маковецкий, Епифанцев, Добронравов - заранее настроил публику на высший уровень восприятия, и она не обманулась в своих ожиданиях. Немного не дотянула до общей планки исполнительница роли Нины Заречной (Анна Ходюш): в финальной сцене ей недоставало "птичьей" пластики - изящества движений и стремительной легкости порывов. Хотя, возможно, в образ подбитой чайки она попала.
Маковецкого - Тригорина как живого классика кино (только за последний год он снялся в нескольких отличных картинах - "12", "Русская игра", "Душка", "Ликвидация") встречали горячими овациями, а его трагикомический дар раскрылся во всем диапазоне. Но невозможно было не влюбиться в темпераментного брюнета Треплева (Епифанцев).
Декорации и костюмы - также по высшему разряду. И когда в финальной сцене Треплев вдруг сник и замер, сидя на полу на коленях, а доктор (Шалевич) громко прошептал: "Костя застрелился!..", публика еще ждала чего-то - может быть, опровержения этой горькой развязки. В зале включили свет, актеры сделали шаг из пьесы, но публика еще секунд десять молчала, потрясенная трагичностью происходящего на сцене… А потом разразилась шквалом аплодисментов.
Ольга ГОРНОВА, Светлана ВЫСОЦКАЯ.