В дни трагической смерти актера Александра Дедюшко я связался по мобильному телефону с актрисой Нижегородского академического театра драмы Еленой Турковой. С Сашей их связывали годы учебы в Горьковском театральном училище. В момент моего звонка актриса была уже в Москве, на похоронах актера. Так что наша беседа с ней состоялась много позже. Три короткие истории из ее рассказа я записал.
Он поцеловал сцену
С Сашей близкими друзьями мы никогда не были, скорее, намного ближе по общению мы оказались с его первой женой и моей однокурсницей Людмилой. Вообще Саша был на два курса нас младше, но на нашем курсе была его Людмила, наш общий учитель Семен Эммануилович Лерман, потом появились друзья, так он оказался, теперь навсегда, с нами.
Я организовывала встречу - 20-летие выпуска нашего курса - в апреле этого года. Саше позвонили, и он с радостью приехал тоже, потому что не был в училище лет семнадцать. С первых минут и секунд, как только мы встретились, все почувствовали, что Саша всем рад, не было абсолютно никакой звездности, он хорошо и по-доброму общался.
В стареньком зале, где мы когда-то репетировали и играли, собралось множество училищной публики. Мы с С.Э.Лерманом придумали такую историю. Двенадцать лет назад Семен Эммануилович напутствовал нас шуточными стихами, в которых "расписал" нам наше будущее. Все с энтузиазмом прослушали это старое предсказание, а потом выходили на сцену и говорили, в общем-то, то, что каждый хотел сказать двадцать лет спустя.
Вышел на сцену и Саша, в пиджаке, весь такой серьезный. И когда начал говорить, рассказывать об училище как о самом родном для него месте, то у нашего мужественного Саши потекли слезы. Он взял паузу - отвернулся, снял пиджак, долго не мог собраться. Кто-то даже выкрикнул из зала: "Не стесняйся, Саша!" Здесь и случился миг истины и открытости. Саша заговорил свободно, легко. Сама сцена, на которой мы начали ощущать себя актерами, видимо, в который раз выручила и его. Он был переполнен чувствами родства и благодарности судьбе за то, что она собрала всех нас в добром училищной доме. Он неожиданно встал на колени и поцеловал училищные подмостки. Он всегда был человечным человеком, и в этот миг тоже.
Эсэмэски с восклицательными знаками
Наша встреча выпускников закончилась под утро. Не знаю, как уж так случилось, но мы с Сашей в эту "выпускную" ночь долго говорили о профессии, о том, кто и чего достиг, и о душе тоже. Я поняла тогда, что Саша, несмотря на всю свою известность, остается человеком ищущим. Он говорил и о неудовлетворенности тоже, о том, что мечтает играть в театре. У него была к тому времени театральная работа - с актрисой Гузеевой в володинской пьесе "Пять вечеров". Он сказал, что очень любит эту роль, хотя по-прежнему мечтает о роли характерной, а еще просто очень бы хотел сыграть в комедии. Знаете, а ведь это случилось. Премьера спектакля с комедийной ролью, написанной специально для него, состоялась буквально за пару дней до его смерти. Иногда думаешь, что нашу судьбу кто-то прочерчивает по каким-то таинственным лекалам.
Мы так хорошо поговорили в ту ночь с Сашей, мне кажется, и он чувствовал что-то особенное - родное училище, лица давно знакомых людей. Буквально через несколько часов я получила от него эсэмэску, которую до сих пор храню в мобильнике: "Спасибо вам за ваше отношение - три восклицательных знака. Удачи вам всем - пять восклицательных знаков. Передавай всем привет, я уже на Камчатке". Это была его поездка со спектаклем. Незадолго до смерти я звонила Саше, и первые его слова были: "Я в Париже". И потом вот…
Не специально, но так получилось само по себе, последние, кто ушли в день похорон с кладбища от Сашиной могилы, были его училищные друзья и товарищи: Люда, я, Наташа Титова, Саша Селезнев и Валера Беляев. Было много-много народа, мы оказались последними. Может быть, так и должно быть.
Друзья приходят. По ночам
На первом курсе мы все носили значок первокурсника, а на втором у нас появилась наша курсовая песня. Она бардовская, и в нашу компанию ее занес Юра Котов. Там были такие слова (боже, как они ложатся на Сашину историю!):
Друзья уходят как-то невзначай,
Друзья уходят в прошлое, как в замять,
А мы смеемся с новыми друзьями,
А старых вспоминаем по ночам.
И мы зовем во сне их, как в бреду.
И мы во сне так любим их, так верим,
А наяву - распахнутые двери,
И боль утраты тоже наяву.
И не прервать связующую нить!
Она живет во мне и не сдается.
Друзья уходят - что же остается?
Друзья уходят - кем их заменить?
Мы до сих пор не знаем, чьи это стихи, но с училищных пор песня эта что-то вроде нашего гимна. Строчка "и не прервать связующую нить!" - это по одной буковке на весь наш курс, на каждого из 24 студентов. Каждый свою буковку, как значок, носил на груди. С.Э.Лерману достался восклицательный знак, он им очень гордился и носил среди своих медалей времен Великой Отечественной.
И вот в последнюю курсовую встречу мы выстроились по своим буквам так, что образовалась замечательная фраза, и спели песню. Саша после этого посмотрел на нас какими-то особыми глазами и сказал: "Ребята, зовите меня всегда. Только обязательно буковку мне какую-то дайте… Теперь - я ваш". Понимаете, в 45 лет так реагировать на нашу биографию из детства, это говорит о Саше столько, что больше и не скажешь.
Александр ПАВЛОВИЧ.
Александр Дедюшко:
* родился 20 мая 1962 года в г. Волоковыске (Белоруссия);
* образование: Нижегородское театральное училище;
* карьера: около 30 ролей в кино, в том числе в сериалах "Оперативный псевдоним", "Сармат", "Парни из стали", "Псевдоним "Албанец";
* семья: жена - Светлана Чернышова, актриса, сын Дима, 8 лет (погибли). От первого брака дочь Ксения, 18 лет;
* погиб 3 ноября 2007 года в автокатастрофе.