На одном из первых российских трамвае в Нижнем Новгороде катался сам царь Николай II. Николай по достоинству оценил новый вид транспорта, и вот уже более века трамваи перевозят пассажиров в разных городах нашей необъятной страны.
В год 110-летия первого российского трамвая в Нижний Новгород съехались лучшие вагоновожатые, чтобы принять участие во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства.
География XII конкурса впечатляет - в финальном соревновании принимают участие тридцать водителей трамваев, представляющих различные регионы - от Смоленска до Хабаровска. Лучшие из лучших помимо практического вождения должны продемонстрировать знание правил дорожного движения, хорошо разбираться в устройстве трамвая и блеснуть высокой культурой обслуживания. Состязания продляться три дня - итоги конкурса и награждения состоятся в пятницу. Конечно, же, нижегородцы будут болеть за своих земляков.
Почетное право постоять за честь Нижнего Новгорода выпала Олегу Демичеву (трамвайное депо N3) и Елене Максимовой (трамвайное депо N 2). По словам водителя-наставника Людмилы Александровны, Олег Демичев очень внимательный водитель. Трамвай он водит два года, а до этого работал слесарем-ремонтником подвижного состава и поэтому знает устройство трамвая досконально. Он очень отзывчивый всегда готов помочь коллегам в устранении неисправностей.
У Елены Максимовой стаж работы уже более шести лет. Ее семья - это целая династия - бабушка проработала водителем трамвая более 40 лет, а мама и свекровь и сейчас работают контролерами. Маленькая Лена любила кататься на трамвае с бабушкой, любоваться красотой родного города. И поэтому она решила пойти по стопам бабушки-вагоновожатой. Готовиться к конкурсу нашей землячке помогал десятилетний сын, который проверял, насколько правильно мама отвечает на вопросы. По словам начальницы маршрута N6 и N7 Людмилы Дмитриевны, Елена пользуется большим уважением в коллективе, всегда принимает участие во всех конкурсах и мероприятиях. Лена вежлива и приветлива, словом умеет найти общий язык с самыми разными пассажирами.
Участников конкурса в трамвайном депо NN 1 приветствовал мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавиной, который напомнил, что наш город далеко не в первый раз принимает лучших вагоновожатых. К слову, старт конкурсу профессионального мастерства водителей трамвая был дан в нашем городе. В 1973 году продемонстрировать свои профессиональные навыки в Горький приехали представители из пятидесяти городов Советского Союза.
Александра МАХАЛИНА.
Мнения
Светлана Кабанова, участница конкурса из города Волжский:
- В июне закончились выпускные экзамены в школе, а в августе я пришла устраиваться в депо. Сначала меня брать не хотели, мол, молодая еще, даже восемнадцати лет, нет. Но мне очень была нужна работа, и я уговорила начальство. Коллектив у нас очень дружный, слаженный. За 17 лет работы я настолько вжилась, втянулась в профессию, что уже без нее себя не представляю. Нравится в общение с людьми. Конечно, пассажиры встречаются разные, но все равно хороших людей больших. Волжский - город небольшой.
Население всего 300 тысяч и трамваи играют важную роль. В основном мы перевозим рабочих Нефтекомплекса, выбросы этого производства сильно загрязняют воздух, поэтому мер старается развивать экологически чистый электротранспорт. Например, совсем недавно у нас появился новый маршрут. Во всероссийском конкурсе профессионального мастерства я уже участвую второй раз. Прошлый раз в Казане, соревнуясь с лучшими вагоновожатыми, я заняла пятнадцатое место.
Александр Коленченко, участник конкурса из Санкт-Петербурга:
- Я закончил садово-архитектурный лицей. Работа в парках сезонная. И это меня не очень устраивало. Поэтому я решил пойти в учебный комбинат и освоить профессию водитель трамвая. Три месяца мы освоили теорию, затем была практика учебная езда. За три с половиной года, что я работаю, моя зарплата выросла в три раза. Сейчас у меня пятый разряд 1 класс. Чтобы попасть на Всероссийское состязание мне пришлось, как и всем другим участникам, победить в городском конкурсе. У нас в нем обычно участвуют 70 - 80 человек. Я оказался одним из лучших среди пятнадцати сильнейших водителей-петербуржцев. Сакт-Петербург очень большой город и преимущества трамваев очевидны - это экологически чистый транспорт и при должном уходе практически бесшумный.
Цифры
По словам генерального директора МП Нижегородский электротранспорт, жители Нижнего Новгорода с большой охотой пользуются трамваями и троллейбусами. Только единых социальных билетов ежемесячно раскупается свыше 100 тысяч. За день трамваи перевозят более трех тысяч пассажиров. В Нижнем 400 километров путей и 400 километров контактно-кабельной сети. В сутки на линию выходят 320 единиц трамвая. Ежегодно обновляется пять километров трамвайных путей. В этом году уже было закуплено 10 новых трамваев в Челябинской области и планируется закупить 40 новых троллейбусов.