Когда-то давно, посетив Горьковский автозавод, наш великий земляк Максим Горький назвал его жемчужиной в короне страны. А рядом с этой жемчужиной можно поставить и Нижегородский речной порт, за сто с лишним лет созданный и преобразованный умами гениальных людей, инженерных рабочих и речников, на слиянии двух больших рек.
В это инженерное чудо многими поколениями вложены огромные средства. Знатный нижегородский строитель, машинист экскаватора, почетный гражданин города, Герой Соцтруда Павел Игнатьевич Белоусов рассказывал, сколько барьеров в московских госпланах и министерствах ему, депутату и члену Президиума Верховного Совета РСФСР, пришлось преодолеть, выпрашивая шпунт для строительства сибирских пристаней в порту. И строили его отнюдь не для декораций к фильму "Екатерина Воронина", который здесь снимался. Тут работал славный коллектив, вся страна знала трудовые успехи горьковских портовиков. И вот теперь прославленный порт пяти морей стал не нужен, собираются его сносить. Не переносить, заметьте, а ликвидировать. Для красоты Стрелки.
Я думаю так: красота, да не та. Нет ничего красивее на земле, чем человек во вдохновенном труде. "Именно в труде, и только в труде велик человек, и чем горячее его любовь к труду, тем более величественен сам он, тем продуктивнее, красивее его работа", - писал Максим Горький, выросший на слиянии Волги и Оки.
Идет активное обсуждение будущей территории. Предложенных вариантов несколько, и ни одного о сохранении главного предназначения - работы на благо государства. Та часть порта, где разгружались и складировались песок, гравий, щебень, ликвидирована по праву из-за загрязнения городской среды, да и подъездные железнодорожные пути давно сданы в металлолом. А вот главную часть на Стрелке нужно сохранить. Возродится великая труженица матушка-река. Пойдут еще по ней караваны с грузами. Ухнем еще!
Высокая культура организации труда при контейнерных перевозках, активно развивающиеся все виды транспорта служат гарантией этого. И пакгаузы пригодятся (их нужно обновить), и кранов придется добавить. Есть смысл построения на этом месте речного вокзала, его будет не хватать после строительства стадиона.
Пишу об этом не потому, что первая запись в моей трудовой книжке - "Принят в Горьковский речной порт в качестве второго помощника механика РБТ-109", а потому, что предки нам завещали: сохрани все лучшее, что было до тебя, и, если можешь, приумножь.
Юрий КУЗНЕЦОВ, ветеран труда. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.