Экранное насилие не знает границ.Об агрессивном поведении подростков говорят сейчас много и громко, небеспочвенно связывая это с тем, что предлагает зрителям ТВ и на чем делает деньги индустрия компьютерных игр.
Школа и родители в шоке: чада целые дни проводят за компьютером, гоняясь с лазерным мечом за инопланетными монстрами, или щелкают телевизионным пультом, неизменно выбирая сюжеты, где диктор рассказывает о жертвах автокатастроф и насильниках, а герои боевика, не расстающиеся с верным гранатометом, расправляются с армией наркобаронов. Подростки, и без того находящиеся на непростом этапе взросления, видят все это каждый день, а утром в школе пересказывают взахлеб, как "…он его справа, слева, а потом ногами…", и мечтают стать такими же "крутыми".
Показать роль агрессивной политики телевидения в росте волны насилия, грозящей захлестнуть подрастающее поколение, решили немецкие и российские ученые, участники совместного исследования, которое проводится в Нижегородской области и на немецкой земле Баден-Вюртенберг.
В течение 2007 года был проведен опрос среди 1,5 тысячи учащихся 8 - 11-х классов в России и Германии. На прошедшей в Нижнем пресс-конференции представитель немецкой стороны Михаэль Херманн, профессор Высшей педагогической школы Вайнгартена, отметил интересную особенность: наибольшее влияние имеет художественное выражение насилия (боевики, агрессивные и порнографические ролики в сети Интернет, компьютерные игры), а не документальное (криминальная хроника в новостях). При этом в Германии существует кодекс защиты жертв чрезвычайных происшествий, свидетелей и родственников, и такого количества крови и трупов, которое видит российский зритель в вечернем выпуске новостей, немецкие подростки не наблюдают.
Что касается отношения подростков к насилию в жизни, то немцы и русские одинаково отмечают усиление криминала. Но немецкие подростки считают, что насилие исходит от самих людей, а русские видят себя жертвами "темной силы", пришедшей извне.
Однако на уровне приемлемости насилия сознанием российские подростки не имеют конкурентов - в нашем обществе сложился устойчивый стереотип: "злой - значит, успешный", особенно популярный среди юношей 15 - 17 лет.
Относительно потребности подростков в материалах, содержащих элементы насилия, исследование дало неожиданные результаты: пресыщенные насилием в окружающей жизни и на экране русские значительно уступили "любознательным" ровесникам из Германии.
Наибольшей популярностью среди российских подростков пользуются передачи каналов СТС, Первого и ТНТ. Самым безобидным был признан канал "Россия", хотя бы в некоторой степени регулирующий изображение насилия в своих передачах. По словам г-на Херманна, российские подростки больше тяготеют к художественно переработанному насилию, замещая реальность вымыслом: не просто драка, а защита справедливости или месть, не "разборки" группировок, а отстаивание своих прав. Немецким подросткам интереснее факты, поэтому потребность в насилии они утоляют через документальные материалы.
Российско-немецкое исследование не подтвердило мнение, что подростковое насилие характерно в первую очередь для маргинальных слоев населения. Исследователи были поражены, когда нижегородские гимназии, где обучаются дети отнюдь не бедных родителей, показали более высокий уровень насилия, чем общеобразовательные школы, а учащиеся школ районов области продемонстрировали более доверительное, человечное отношение, чем их сверстники в Нижнем Новгороде.
Практика Германии показывает, что только запретительные меры неэффективны: несмотря на запрет мобильных телефонов в школах Баварии, был отмечен рост числа клипов порнографического и насильственного содержания, которыми обменивались ученики в свободное от уроков время.
По результатам этого исследования будет издано методическое пособие для социальных педагогов, психологов и родителей, но, конечно, переломить ситуацию оно не сможет.
Необходимы комплексные воспитательные и законодательные меры, участие органов власти, образовательных учреждений, родителей, деятелей СМИ. Тогда, возможно, человек увидит в другом человеке не волка, а такое же живое, чувствующее существо, как и он сам.
Галина САНЖАРЛИНСКАЯ.