Очередное нововведение вызывает неоднозначную реакцию

Очередное нововведение вызывает неоднозначную реакцию

В Интернете продолжается сбор подписей за отмену пяти всероссийских проверочных работ для одиннадцатиклассников. Петиций уже создано несколько, их подписали десятки тысяч человек.

Добровольно- принудительные

Понять родителей и детей можно: когда стоимость учебы в вузе на коммерческой основе составляет полмиллиона рублей и прикладывается максимум усилий, чтобы попасть на бюджет, любые нововведения только усиливают страхи выпускников.
Между тем глава Минобрнауки Ольга Васильева заверила, что введение всероссийских проверочных работ в 11-м классе не добавит лишней нагрузки для школьников.
- Проверочные работы были всегда. Просто в этом году они будут идти по единым критериям и в один день по тем предметам, по которым не сдается ЕГЭ, - поясняет министр.
- Всероссийские проверочные работы одиннадцатиклассникам предлагается написать по физике, химии, биологии, географии и истории. Эти предметы предлагаются тем ребятам, которые не выбрали их в качестве ЕГЭ. Особо подчеркну: участие в них одиннадцатиклассников будет добровольным. Результаты всероссийских проверочных работ нужны для того, чтобы выявить пробелы в знаниях ребят и повысить качество образования, - уже дополняет федерального чиновника начальник отдела министерства образования Нижегородской области Виктор Шмелев.
По словам заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзора Музаева, всероссийские проверочные работы не влияют на аттестат, по их результатам не принимаются никакие жизненно важные для выпускника решения, к ним не нужно как-то специально готовиться - просто нужно учиться.

Избежать бы перегибов

В этом учебном году всероссийские проверочные работы будут также писать четвертые и пятые классы в апреле-мае. Первым предстоит продемонстрировать полученные знания по русскому языку, математике и окружающему миру, пятиклассникам - по русскому языку, истории и биологии.
- На совещаниях с представителями районных отделов образования мы будем рекомендовать учитывать только положительные оценки, полученные на всероссийских проверочных работах. Кроме того, проверять эти работы будут школьные учителя, а не независимые комиссии, как это бывает на ЕГЭ, - успокаивает Виктор Николаевич.
С одной стороны, проверочные работы нужны. В этом убедилось большинство учителей.
- Я была уверена, что мои первоклассники уже усвоили деление слов на слоги, так как устно мы с ними это разбирали, а проверочная работа показала, что пока с этим справляются единицы, - говорит учитель начальных классов Светлана Николаева.
Однако в отдельных школах не обходится без перегибов.
- В прошлом году сын участвовал в международной проверке знаний. А потом его отобрали для проверочных работ по разным предметам, хотя, как потом мы узнали, от них он мог отказаться. Кроме того, сначала нам говорили, что отметки за проверочные ни на что не повлияют, а потом оказалось, что они имеют вес и влияют на оценки по итогам четверти, - рассказала мама пятиклассника одной из школ Канавинского района.

Александра МАХЛИНА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.


Проект

Начали с учителей

Подростки поголовно мечтают о крутых мобильных телефонах. Нечистые на руку люди пользуются тем, что паспорт сейчас выдают рано - в 14 лет, и дают деньги в долг совсем юным гражданам.
Новые финансовые инструменты и банковские продукты, активно навязываемые банками и микрокредитными организациями, высветили невежество россиян в финансовых вопросах. И несколько лет назад Министерство финансов России и Всемирный банк, дабы ликвидировать этот пробел, запустили проект обучения финансовой грамотности.
Проект направлен на студентов, людей со средним и низким уровнем дохода, а также на детей. Но чтобы учить детей, нужны преподаватели, учебные курсы и пособия. Для этого в Нижнем Новгороде на базе Нижегородского института управления - филиала РАНХиГС был создан региональный методический центр, который взялся за просвещение учителей.
В Нижнем Новгороде уже 50 преподавателей школ, техникумов и колледжей завершили обучение по основам преподавания финансовой грамотности.
Как рассказала руководитель Регионального методического центра в Нижегородской области, декан факультета ВШГУ Нижегородского института управления - филиала РАНХиГС Анна Руденко, после обучения педагоги создают методическую разработку урока, классного часа, а сотрудники-методисты центра выезжают и смотрят, как полученные знания доносят до детей, консультируют учителей по содержанию и по методике преподавания финансовой грамотности.
Очень своевременным и важным считает данный проект и заместитель министра финансов Нижегородской области Андрей Чечерин. Он убежден, что через детей можно будет воздействовать на поведение и их родителей, что также поможет сформировать финансово грамотное поведение нижегородцев.
К слову, этот новый всероссийский проект Нижегородская область начала внедрять в числе 15 пилотных регионов. До октября 2017 года в региональном центре планируется подготовить 500 учителей школ, преподавателей техникумов, воспитателей детдомов.

Александра БЕГУНОВА.


Инициатива

И будут петь как по нотам
Школа по-прежнему остается полигоном для различных экспериментов

Мы уже проходили такое, когда в школах детей всех возрастов загоняли в хоры и ставили перед ними задачу быть непременно первыми на предстоящих смотрах. Тем не менее подобная практика может возвратиться.

Все зависит от педагога

На общем собрании членов Всероссийского хорового общества вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец пообещала, что основной курс музыки в школе будет дополнен элементами хорового пения.
Сегодня во многих учебных заведениях дети поют только в начальной школе. Лишь небольшая часть учителей музыки продолжает разучивать с детьми песни до 7-го класса. Ольга Голодец в своих предложениях пошла дальше. По ее словам, в 2017 году в каждой российской школе должен появиться свой хор, который дети смогут посещать в рамках дополнительного образования. Якобы для этого учителя музыки пройдут повышение квалификации.
Глава Ассоциации родительских комитетов Ольга Леткова считает, что навязывать кружок по хоровому пению всем школам без исключения неправильно. Дети должны иметь право выбора, тем более что не все они обладают слухом, голосом.
По словам ректора Нижегородского института развития образования Николая Бармина, элементы хорового пения входят в рабочие программы по музыке, однако решение о том, петь с детьми или нет, принимает учитель, так как у учителей музыки разное образование. Если учитель владеет навыками вокально-хоровой работы (что подтверждено дипломом о среднем специальном или высшем образовании с присвоенной квалификацией "дирижер хора"), то, как правило, он создает хоровой коллектив.
- Если педагог не обладает навыками дирижирования, хоровой аранжировки, академической постановки голоса, методикой работы с хором, то учитель и администрация школы могут принять решение не создавать хор, - пояснили в НИРО.

Золушка среди наук

Урок музыки в школе сегодня как Золушка среди цариц наук, с горечью констатируют педагоги-музыканты. Родители, да и некоторые учителя, искренне недоумевают, зачем вообще этот предмет нужен. От лишнего часа в неделю не отказались бы ни учителя математики, ни литераторы. Случается, что урок музыки используют для подготовки к праздникам или его заменяют более важным, на взгляд администрации школы, мероприятием.
- Мы ведь в школу не петь пришли. Мама сказала, главное - по русскому и математике хорошо учиться, - повторяют вслед за родителями дети.
Между тем давно уже практикой доказано, что музыкальный слух (как мелодический, так и гармонический) заложен в человека на генетическом уровне.
- Все дело в том, что, как и любой музыкальный инструмент, человеческий голос требует тонкой настройки. И начинать настройку надо с самого начала сознательной активной жизни человеческого детеныша - с первого класса общеобразовательной школы (не все дети воспитываются в детсадах, поэтому о садах помолчим). А еще точнее - с самого первого урока музыки, - заявляет учитель музыки Владимир Семенцов.
В спорах о музыкальном, и в частности хоровом, воспитании нет единого мнения. И есть опасение, что в школах очередную инициативу высокого чиновника возьмутся выполнять с особым рвением, превратив ее в кампанейщину, как это было уже не раз. Наша школа, что самое обидное, по-прежнему остается полигоном для разных испытаний.

Наталья КОЗЛОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате