Шахунский фермер Виктор Кожин из тех, кто, однажды выбрав судьбу, остается ей верным навсегда. Начинал он в девяностые годы, когда была особая мода на фермерство, но в отличие от многих, кому впоследствии не по силам оказалось это дело, Виктор не потерялся, не сошел с дистанции. С другой стороны, его, фермера "первой волны", крепко потрепало за эти годы жизнью, многое пришлось изведать.
Какое-то время он занимался коммерцией, правда не по принципу "купи-продай". Выращивал зерно, молол муку, в своей пекарне выпекал отменный хлеб и торговал в окрестных селах, держал магазин в райцентре, придорожное кафе. Казалось, коммерческая деятельность приносила успех, но, видно, кому-то в районе фермер Кожин перешел дорогу. Под разными предлогами были закрыты пекарня и кафе…
Здесь самое время прерваться, чтобы подробно рассказать о фермерском доме, в котором он год назад справил новоселье. Вообще-то Виктор с самого начала был одержим идеей возродить родную деревню Евтино, у которой в семидесятые годы оказалась печальная судьба - она попала в "неперспективные" и была обречена на исчезновение.
- По рассказам моих родителей, в Евтино с довоенных лет был крепкий колхоз, - говорит Кожин. - Около полусотни домов стояло. Наш родовой дом, который ставил мой дед, недавно разобрали на дрова. Поскольку от прежней негодной земли мне в конце концов пришлось отказаться, взамен почти 160 гектаров удалось получить вокруг Евтино. К тому времени она успела порядком зарасти лесом, который пришлось выкорчевывать. Почти два года ушло, чтобы привести пашню в порядок.
Новый дом Виктор поставил напротив старого раскидистого тополя, который сохранился от прежней усадьбы Кожиных. Его он строил под насмешки односельчан: впору ли, мол, одному человеку возродить деревню? И хотя до полного осуществления этой затеи еще далеко, фермер упрямо продолжает свое дело. То, что возвращается в оборот земля вокруг деревни, уже немало. Еще до начала своей стройки Виктор неподалеку поставил двухквартирный дом, в котором живут его работники. И собирается построить еще один - фермерское хозяйство растет.
Вместе с Виктором мы совершили "экскурсию" по его особняку. Хотя особых изысков нет, все в доме сделано добротно, со вкусом. Внизу - своего рода хозблок: ванная, туалет, хранилище овощей и разных солений-варений. На втором этаже - гостиная и кухня, где по вечерам собирается вся семья. Кстати, своими дочками Кожины могут быть довольны: Катя учится в вузе на экономиста в Нижнем Новгороде, Маша получает эту же специальность заочно, работает в Шахунье, а младшая Вика учится в школе. У всех свои комнаты, отдельно - рабочий кабинет главы семьи. Хотя в доме электроотопление, не забыта традиционная крестьянская печка.
Евтино - вовсе не глухомань, всего в полукилометре шумит республиканская трасса Нижний Новгород - Киров, до Шахуньи - полчаса езды, удобное автобусное сообщение. Трудно сказать, потянутся ли сюда новые жители, но фермер Кожин по-прежнему верен своей мечте о возрождении малой родины.
Сейчас он уверенно продолжает развивать производство. Несмотря на трудное лето прошлого года, на своем поле Виктор получил вкруговую по 15 центнеров зерна. Еще весной купил четыре десятка голов молодняка. Теперь откармливает их.
Но, пожалуй, самая грандиозная (после особняка) стройка - это новая свиноферма. Все здесь необычное: вместо традиционных свинарников монтируются два корпуса ангарного типа, поверх натягивается тент из специального материала. По так называемой канадской технологии в помещения регулярно добавляется соломенная подстилка, а тепло от навоза поддерживает в самый сильный мороз нужную температуру.
Довольно непросто складывалась ситуация с новой свинофермой. Поначалу Кожин намечал содержать здесь свиноматок для откорма своих поросят. Однако при оформлении льготного кредита в рамках нацпроекта у фермера не хватило своей залоговой базы. Выручил шахунский предприниматель А.Мешков, который оформил в банке залог третьего лица. К тому же первоначально Виктор намеревался взять кредит в 8 миллионов рублей, но удалось получить 3 миллиона сроком на 8 лет с отсрочкой выплаты основного платежа на 3 года. Как считает фермер, за это время ему удастся освоить новую ферму, а в последующем она станет приносить прибыль. Как бы то ни было, теперь он намерен заниматься только откормом свиней, а поросят станет покупать на стороне.
Вот мы и подошли к теме, которая требует особой деликатности. Речь идет о работниках, которые заняты в фермерском хозяйстве. К сожалению, о прошлом этих людей нельзя сказать ничего хорошего. Все они оказались поражены страшным недугом - пьянством, и Кожин здорово рисковал, когда брал их на работу. Кого-то удалось со временем подлечить, а кто-то по-прежнему допускает срывы. Пока хозяин своим работникам не выдает на руки зарплату, они находятся на его полном обеспечении, помогает им продуктами, одеждой, жильем.
Фермер дает этим людям шанс вернуться к нормальной жизни, надеется переломить их пагубное пристрастие. Если намечаются хоть маленькие положительные сдвиги, Виктор искренне радуется. Во всяком случае, он верит, что нормальная работа, ответственное отношение к делу помогут этим людям. Хотя при этом шутливо добавляет, что он - неисправимый оптимист…
Анатолий ЕРШОВ