Раритет на слиянии рек
Находка на Стрелке еще раз напомнила о славном прошлом Нижнего Новгорода
В декабре 2015 года накануне 120-летия 16-й Всероссийской художественной и промышленной выставки в рамках ежегодного нижегородского фестиваля "Международный день архитектуры" критик и куратор проектов Марина Игнатушко организовала прогулку по территории Стрелки. Впервые они заглянули в складские ангары - пакгаузы и увидели там нечто необычное - ажурные металлические конструкции, подобные стволам пальм или фонтанам. Как водится, сфотографировали и выложили в социальные сети...
Как в Париже
Началось активное обсуждение необычных объектов, и нижегородский архитектор Денис Плеханов удивился: с чего бы это вдруг такая красота внутри простых сараев? Значит, было другое назначение. "По характеру конструкций было понятно, что это вторая половина XIX века. По масштабу проработки видно, что они создавались для крупного мероприятия и выполняли, скорее всего, репрезентативную функцию, - рассказывал архитектор. - В Нижнем одно мероприятие такое случилось - выставка 1896 года…"
- Всероссийская выставка 1896 года была одним из самых масштабных проектов дореволюционной России, - рассказывает профессор кафедры ЮНЕСКО в ННГАСУ Татьяна Виноградова. (Ее дед, Василий Иванович Виноградов, занимался подготовкой к выставке, оставил множество фотографий и описание всех архитектурных проектов.) - Она была необыкновенно интересна! Когда я своим студентам показываю архивные фотографии, мне никто не верит, все говорят, что это Париж... Строили выставку лучшие архитекторы России, и были самые разные стили, и все - необыкновенное. Опять же надо понимать, что дело происходило в позапрошлом веке. Не было никаких подъемных кранов, вообще ничего не было, только лебедки и мускульная сила. А громадный ансамбль выставки создали фактически за один летний строительный сезон: почти 200 гектаров застроили такими вот необыкновенными сооружениями! Меня как инженера они восхищают неимоверно…
Единственным зданием выставки, которое не было построено с нуля, стал ее главный павильон. Откуда же он взялся?
В 1882 году в Москве на Ходынском поле прошла 15-я Всероссийская промышленная выставка. Ее визитной карточкой стало главное здание из металла и стекла в форме восьмиконечной звезды, подобное Хрустальному дворцу, который был на Всемирной выставке в Англии в 1851 году. Общий план здания и проекты его фасадов выполнялись при участии выдающегося архитектора Александра Резанова. Это по его проекту возведен Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря.
А в 1896 году главный павильон в разобранном виде по реке перевезли в Нижний Новгород, на следующую выставку; и благодаря повторному использованию здания удалось сэкономить 300 тысяч царских рублей.
Откопали богатство
Еще необходимо учесть, что, когда все это строилось, не было многообразия металлопроката - двутавров, швеллеров и тому подобного, были только уголки и листовое железо, и вся вот эта красота, все колонны строились из листового железа и уголков, так что получалось изящество необыкновенное, кружевное.
Некоторые говорят: "Снести, снести". Утверждают, что там, в сарае, что-то ржавое стоит, ветхое, а мы вообще тут занимаемся ерундой. Так вот я объясняю, что же там, в сарае, такое стоит, чтобы мы потом принимали решения осмысленно.
То, что сейчас спрятано в пакгаузе на Стрелке, было не просто павильоном выставки. Это был центральный павильон: здание в форме кольца диаметром триста метров, и по радиусным спицам размещалось восемь павильонов; один из них, пятисекционный, и есть сейчас на Стрелке. В центре кольца были сад и музыкальный павильон. Это было грандиозно.
После окончания всех мероприятий несколько частей главного павильона были куплены, как предполагается, городским головой Сироткиным для пароходного товарищества "Русь". Их передвинули ближе к реке, превратив в склады, и освободили относительно недавно в связи с прекращением деятельности порта на территории Стрелки. Территория была закрытой, режимной, да и собственно конструкции были "спрятаны"; это привело к тому, что обнаружили уникальные объекты совсем недавно.
Представьте, что мы в 2015 году не попали бы внутрь складов. И ведь снесли бы за милую душу!
Тогда я не сразу поняла, что это такое, но было очевидно, что найдено нечто необыкновенное.
Это памятник культуры, памятник инженерного искусства, которого больше нет, это мировая ценность. И сохранность там прекрасная. Я это специально подчеркиваю, потому что кто-то может сказать: "Да там все сгнило, там ветхие железки". Ничего подобного! Там даже коррозии нет! Откройте эти конструкции, очистите их, сделайте прозрачное покрытие - как, например, на Олимпийском стадионе в Мюнхене, - и получится многофункциональное пространство, в котором можно сделать все, что угодно. В проект парка на Стрелке это вписывается замечательно.
На нас свалилось огромное богатство, уже готовый объект культурного наследия. А кто-то требует "снести и убрать". Мы настолько богаты, да?
Сохранить, нельзя снести
Новость сильно всколыхнула российскую общественность. "Обнаружение на Стрелке в Нижнем Новгороде частей павильона московской, а затем нижегородской всероссийских выставок - новость, способная привести исследователя в восторг", - говорит историк архитектуры, завсектором научного отдела Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева Людмила Сайгина. Она поясняет: в нашей стране выставочные сооружения XIX - начала XX века практически не сохранились. Не считая нижегородской находки, от всех шестнадцати всероссийских выставок до наших дней дошел лишь Царский павильон Всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 года, ныне ресторан "Паризьен" на Ленинградском проспекте в Москве. Это невероятно ценное открытие, так как в создание выставочных павильонов для национальных и международных выставок вкладывались огромный талант и творческая щедрость отечественных архитекторов и инженеров, на их реализацию в царской России не жалели средств.
Пикантности ситуации, впрочем, добавляет объективное стечение обстоятельств: в следующем году на Стрелке должны пройти матчи чемпионата мира по футболу, в связи с чем территория порта должна быть полностью "зачищена". Впрочем, и без приближающегося ЧМ существует немало предложений о том, как использовать территорию, освобождающуюся от портовой инфраструктуры, - например, разбить православный парк воинской славы или возвести элитный административно-жилой квартал.
Поэтому практически с момента открытия выставочных конструкций на Стрелке культурная общественность проводит дискуссии по поводу их сохранения.
К счастью, общими усилиями ситуация в последнее время меняется от "снести" к "сохранить". Так, на градостроительном совете, который состоялся в январе нынешнего года и на котором обсуждалось благоустройство территории Стрелки, губернатор Валерий Шанцев сказал следующее: "Сейчас наша задача - это знаковое место привести в порядок. Чтобы глаз радовало, сердцу было приятно и чтобы все сказали: "Ах! Это Стрелка в Нижнем Новгороде!" Вот именно с этой точки зрения мы должны подойти к развитию этой территории... Конструкции эти как были, так и останутся, но станут еще лучше. Другое дело - где эти конструкции применять. В каких-то непрезентабельных сараях или в новом современном здании?"
Большепролетные конструкции сохранившихся павильонов можно не просто сохранить, как музейный экспонат, но использовать различными способами: как выставочное пространство, универсальный зал мероприятий, тренажерный зал, оранжерею. А вот оставить ли их на прежнем месте, на Стрелке, или перенести - тоже вопрос. Так, главный архитектор Нижегородской области Сергей Попов резонно отмечает, что по причине существующих охранных зон собора Александра Невского невозможно никакое строительство и инженерные работы, а в случае приспособления ажурных конструкций, например, под выставочное пространство таковые проводить однозначно придется.
Историк инженерии, москвич Айрат Багаутдинов считает, что возможный перенос павильон вполне способен пережить, и более того: предлагает один из двух павильонов перенести в Москву на Ходынское поле, где он был изначально установлен.
Есть опасение, что старинные конструкции могут не выдержать переезда, так как созданы с использованием ныне не используемой технологии клепки, но тут, очевидно, требуется экспертное обследование.
Две недели назад члены градостроительного совета пришли к мнению, что пакгаузы нужно оставить на том месте, где они сейчас находятся, и провести новый конкурс проектов благоустройства территории Стрелки. Следите за нашими публикациями.
Мария ФЕДОТОВА.