Легендарный защитник горьковского "Торпедо" начал гонять шайбу в зрелом возрасте. Защитники, будь то футбольные или хоккейные, никогда не могли похвастаться голевой статистикой. Но только не прославленный игрок обороны горьковского "Торпедо" Юрий Федоров! 102 шайбы, забитые в чемпионатах страны, растаптывают в клочья этот стереотип. А еще Юрия Ивановича можно назвать "торпедовцем" до мозга костей, ведь начинал играть он в "Торпедо" ульяновском, а самую продолжительную карьеру провел в нашем городе, где трудится на благо хоккея и по сей день, занимаясь с молодыми хоккеистами в СДЮСШОР.
Тарасов в составе не видел
- Юрий Иванович, насколько известно, хоккеем вы начали заниматься чуть ли не во взрослом возрасте?
- Так и было! Я на коньках-то научился кататься классе в четвертом. С двенадцати лет занимался футболом в Ульяновске. А первый хоккейный матч сыграл в 17 лет, когда, уже закончив школу, работал на автозаводе. Очень хорошо помню этот день. Это было 5 декабря 1966 года. День рождения сталинской Конституции.
- Всегда были защитником?
- Нет, сначала я играл нападающим. Мы тогда выступали на область, а через год играли в классе Б.
- Когда переквалифицировались в игрока обороны?
- Это было тогда, когда ульяновское "Торпедо" было уже в классе А. То есть в 1968 - 1969 годах.
- Сегодня попасть из скромного провинциального клуба в КХЛ крайне трудно. А как было тогда? Как вы оказались в ЦСКА?
- Мы поехали в Кирово-Чепецк на предсезонный турнир. Я стал на нем лучшим защитником, меня заметили и пригласили в ЦСКА.
- Казалось бы, всего три года назад вы провели первый в своей жизни хоккейный матч, и вот вы уже игрок сильнейшего клуба страны…
- В сильнейшем клубе страны в рамках чемпионата я провел всего лишь две игры. В основной состав пробиться было очень сложно. У нас играли такие сильные игроки, как Рагулин, Лутченко, Кузькин, Гусев, Цыганов… Но в команде я провел весь сезон, участвуя в тренировочном процессе.
- Как же состоялся этот знаменательный переход в горьковское "Торпедо"?
- Вариант с "Торпедо" мне предложил Анатолий Владимирович Тарасов. Он меня не видел в составе ЦСКА, а я хотел играть, и играть в Высшей лиге. Поэтому не пошел в "Спартак", в котором я мог оказаться только после службы в армии.
- В Горьком вы буквально сразу стали лидером и удерживали это знамя много лет. Могли уйти из "Торпедо" в те же столичные команды?
- Спустя несколько лет игры за "Торпедо" меня приглашали в "Спартак", "Крылья Советов". А после чемпионата мира 1975 года снова позвал в свои ряды ЦСКА. Даже Анатолий Фирсов, тренировавший тогда "армейцев", за мной приезжал. Но я решил остаться в Горьком, хоть и отдавал себе отчет в том, что попасть в сборную СССР отсюда будет тяжелее. Хотя в ЦСКА я чуть было не вернулся. С Валерием Харламовым мы даже по этому поводу подняли бокалы.
Юрий Федоров (слева) опекает Валерия Харламова.
Дебютировал в суперсерии
- На вашем счету 102 точных броска за "Торпедо". Помните ли сотый гол? Может, шайбу на память оставили?
- Шайбу не оставил, а вот клюшку, которой забросил юбилейный гол, сохранил. Это был домашний матч против СКА.
- Учитывая вашу результативность, неужели не хотелось вновь сменить амплуа и начать играть в атаке?
- Нет, не хотелось. Играть в защите мне было комфортно, эта позиция для меня. Хотя на разных турнирах, не в чемпионатах страны, я играл в атаке. Например, один раз мы поехали на турнир в Томск, и я играл в атаке в одном звене с Алексеем Мишиным и Владимиром Смагиным.
- Вы ведь играли в той суперсерии в Канаде в 1974 году против команды Всемирной хоккейной ассоциации?
- Только в одном матче, который стал для меня дебютным. Это была вторая игра, которую мы проводили в Торонто. Мы тогда проиграли 1:4. А вообще мне запомнилось то, как нас встречали в Канаде. Нас ждали болельщики уже в аэропорту, а по городу передвигались в сопровождении почетного эскорта мотоциклистов.
- Как считаете сами, почему не задалась карьера в сборной так, как бы этого хотелось?
- Возможно потому, что я отказал в переходе в "Крылья Советов", которые тогда возглавлял тренер сборной Борис Кулагин.
- Но тем не менее вы стали двукратным чемпионом мира. Какое чемпионство больше запомнилось?
- В 1975 году мы очень уверенно выиграли чемпионат. Да и я вроде бы неплохо сыграл (смеется). А вот на Олимпиаду-76 и два следующих чемпионата мира меня не приглашали. Так что в следующий раз я выиграл титул со сборной только в 1978 году.
В "Нагорный" выбирается редко
- В середине 80-х в вашей карьере начались неожиданные вещи. Сначала вы уехали играть в Японию, а затем снова вернулись в "Торпедо".
- В "Одзи Сейси" я играл только в товарищеских играх - был тренером-консультантом. В те годы иностранцам было запрещено играть в японских командах, а вот тренировать - можно. Я вообще считаю, что хоккей в Японии мог бы развиваться. У многих команд была неплохая инфраструктура, а с экипировкой, в отличие от некоторых советских регионов, не было дефицита.
- Что поразило вас в Японии?
- Пожалуй, то, что некоторые хоккейные площадки были хоккейными только зимой. Летом там был бассейн.
- Так понимаю, вы к тому времени уже закончили играть. Но тем не менее в 1987 году вернулись в "Торпедо". Как это случилось?
- Наверное, я мог бы и не возвращаться. Но тогда меня попросили это сделать и помочь родной команде, у которой в то время был очень тяжелый период. Хотя в 38 лет такую помощь вряд ли можно считать эффективной.
- Вы довольно долго работали в структуре "Торпедо", тренируя, наверное, всех, кого только можно, - от СДЮСШОР и до главной команды. А потом неожиданно уехали работать главным тренером в ХК "Владимир"…
- Перед отъездом во Владимир я работал с молодыми хоккеистами. А мне хотелось работать со взрослыми спортсменами. Да и материальный вопрос был не на последнем месте.
- Сегодня часто выходите на лед играть или самому тренироваться?
- В течение последних лет иногда встаю на коньки, но форму не надеваю. А так, последний раз тренировался в Ночной хоккейной лиге в 2013 году, в день моего 64-летия.
- Матчи "Торпедо" посещаете?
- В "Нагорный" выбираюсь нечасто, но за командой пристально слежу. Последние годы "Торпедо" радует.
Рафаэль МОРАЛЕС. Фото Сергя АРИСТОВА.