Известный продюсер представил в Нижнем Новгороде новый фильм
Люди должны знать героев своей страны. Страшно в ответ на вопрос о первом выходе человека в космос слышать "кажется, какой-то американец"...
Как там было страшно
В нижегородском "Синема Парке" состоялась премьера фильма о настоящих героях - покорителях космоса - "Время первых". Его представили создатели - режиссер Дмитрий Киселев и продюсер Тимур Бекмамбетов, ответивший на вопросы журналистов.
- Тимур Нуруахитович, расскажите, пожалуйста, об идее создания фильма.
- Идея принадлежит актеру Евгению Миронову. Три с половиной года назад он пришел ко мне и сказал, что хочет сыграть роль Алексея Леонова - человека, который первым в мире вышел в открытый космос. После этого мы отправились к самому герою, и он нам рассказал свою историю. И мы поняли: тут не нужны никакие сценаристы, ни российские, ни голливудские, потому что просто невозможно придумать настолько же увлекательно, насколько уже придумала сама жизнь. Настоящая история, рассказанная самим героем, легла в основу фильма. Такое очень редко бывает.
- И как герой отреагировал на фильм?
- Прежде чем показать получившееся широкому зрителю, мы обязаны были продемонстрировать его Леонову. И если бы он сказал "нет", фильм никогда не вышел бы на экраны.
Когда все было готово, мы позвали в монтажную Алексея Архиповича и его жену, потому что она тоже была участницей событий. Фильм закончился. Светлана Павловна спрашивает Леонова: "Ну, как?" Длинная пауза. Он наконец поднимает глаза и произносит: "Вот только теперь мне стало понятно, как там все было страшно". Эта реакция стала для нас хорошим знаком того, что фильм эмоционально "цепляет". И главное - что фильм получился не только "про катастрофу и опасность", но и о наших космонавтах, об их дружбе и верности, и это гораздо важнее, чем приключения.
Королев упасть не может!
- Есть определенные сложности, когда снимаешь фильм про ныне здравствующего героя. С другой стороны, он может вовремя направить в нужную сторону. Как вам удавалось балансировать и сохранять спокойствие?
- Алексей Архипович рассказал нам свою историю и дал свои координаты, так что мы могли к нему обращаться сколько угодно по любым вопросам. Он нас не контролировал, ни во что не вмешивался, но мы знали: наступит день, когда мы должны будем все ему показать.
Знаменитый Альфонсо Куарон с восторгом рассказывал мне, что консультантом его "Гравитации" был Алексей Леонов. И когда мы с Леоновым работали, я спросил, видел ли он "Гравитацию"? "Видел, - отвечал Алексей Архипович, - ахинея полная! Всё не так сделали!"
- Были ли сцены, которые пришлось вырезать из фильма, потому что их не пропустила цензура?
- Были. Речь - о кризисной ситуации, в которой создатель всей нашей космической программы Сергей Королев, очень переживая за наших космонавтов и за готовность корабля к полету, получает инфаркт, и есть кадр, где он падает на пол. Так вот, этот кадр наш цензор Леонов попросил убрать. Когда мы спросили, почему, он ответил: "Потому, что Королев упасть не может!"
Без счастья нет идеи
- Сейчас, как мне кажется, фильмы о героях и подвигах стали очень популярны. Так ли это, и с чем это связано?
- Спрос на героев, сейчас действительно очень высок. Как и пять, и десять, и пятьдесят лет назад. Нужны герои! Ради этого кусок торгового центра раскрашивают в разные цвета, ставят кинозалы, продают билеты и попкорн: все ради того, чтобы приходили люди и смотрели бы о подвигах героев.
Если мы будем жить мечтой и будем добиваться успеха, мы будем счастливы. И фильм как раз об этом - как мальчик из простой семьи, из сибирского поселка смог стать пилотом, потом - одним из избранных и вошел в состав так называемого Первого отряда, первым вышел в открытый в космос…
- Каково сейчас состояние российского кинематографа?
- Прекрасное! Как и в любой другой стране, у нас есть гениальные режиссеры, гениальные фильмы и гениальный зритель. Проблема только одна - количество тех, кто может прийти в кино и посмотреть наш фильм, потому что мало людей, имеющих возможность купить три билета за тысячу рублей. Когда эту проблему удастся решить, наш кинематограф будет лучшим в мире.
- Какую национальную идею вы как режиссер видите для России?
Для меня как для режиссера национальная идея в декабре - это очередные "Елки", а в апреле - кино о космосе. А национальная идея вообще - в России ли, в Америке, в Узбекистане - одна: люди должны быть счастливы. Все остальное от лукавого.
Мария ФЕДОТОВА.
Справка "НН"
Тимур Нуруахитович БЕКМАМБЕТОВ - кинорежиссер, сценарист, продюсер, клипмейкер. Родился 25 июня 1961 года в Гурьеве (ныне Атырау) Казахской ССР. По настоянию отца поступил в МЭИ, но не закончил обучение. После службы в армии в 1982 году переехал в Ташкент, где работал художником театра "Ильхом" и на киностудии "Узбекфильм". В 1987 году окончил Ташкентский театрально-художественный институт по специальности "художник театра и кино" и переехал в Москву, где занялся производством рекламных роликов. С 1993 года снимает "большое кино". Успешно работал в Голливуде. Выступил продюсером фильмов "Черная молния", "Елки". Снял "Ночной дозор", "Дневной дозор", "Ирония судьбы. Продолжение", "Особо опасен", картину "Авраам Линкольн: охотник на вампиров" и др.