Родное слово - это река, в путешествие по которой приглашает "Детское чтение"
1. В интернетовских блогах не так давно обсуждалась интересная тема. Оказывается, дети, не прикованные к компьютеру, мыслят гораздо сильнее. Поэтому те страны, где во Всемирную паутину попало меньшее количество молодежи, сейчас на подъеме: сознание народов этих стран более цельное и детское в сравнении с европейским. И дети там гораздо ближе к ощущению, пониманию природы. Любая компьютерная программа менее совершенна, чем журчание ручейка или полет шмеля.
Но ведь в том-то и фокус, что наиболее эффективно помочь ребенку почувствовать природу сегодня может именно детская книжка. Вот какая миссия выпала ей в начале XXI века.
2. Тенденция начинает тихонько меняться. Именно тихонько, потому что явление какой-нибудь поп-дивы в нашу третью столицу вызывает всплеск журналистской активности, а вот факты, собранные мною в этих заметках, все-таки редко оказываются в поле внимания СМИ.
Представьте себе: детская книжная полка в Нижнем только в одном отдельно взятом случае подросла за последние два-три года на 36 - 40 тысяч ярких и совершенно очаровательных книжек. Цифра не точная, вероятно, она все-таки больше, потому что часть изданий этой серии имела дополнительный тираж. Причем какие это книжки - нашенские, нижегородские, как правило, те, что прочно и давно утвердились в правах называться лучшими произведениями для детей. Конечно же, А.С.Пушкин - "Сказка о золотом петушке", болдинский шедевр нашего гения. Прекрасные рассказчики для детворы - Сергей Афоньшин, Михаил Суетнов и Вадим Рыжаков. Первые среди многих поэты Нижегородчины - Александр Люкин и Федор Сухов. Новые "детские" имена - Юрий Паркаев и Галина Дядина. Интересные "экскурсоводы" по биографиям Валерия Чкалова и города Сарова - Валентин Лукин и Павел Тужилкин. Два замечательных альбома Ирины Дружаевой и Александры Костриной по мотивам городецкой и полхов-майданской росписей.
У каждой книжки свой художник. Здесь происходят порой радостные открытия, как в случае с рисунками Натальи Зыковой, но буквально каждая книжка издательского проекта "Детское чтение" просто звенит и переливается веселыми и добродушными картинками. Это ли не радость на нашей книжной улице?
3. Теперь о виновниках этого роскошества для наших детей. Их несколько. Каждая книжка вышла с уведомлением, что выпущена при поддержке комитета по культуре Нижегородской области и нескольких районных администраций - Воскресенской, Семеновской, Первомайской, Павловской, Городецкой, Княгининской, Кстовской. Такое соучастие очень ценно, правда при одном всенепременном условии, если: есть главный исполнитель, способный основную издательскую работу организовать и провести профессионально и, может быть, даже с изяществом. К нашей удаче, такой исполнитель у проекта "Детское чтение" нашелся - издательство "Кварц", сосредоточившийся в основном на краеведческой литературе. Но именно "Детское чтение", по-моему, обеспечивает ему хороший имиджевый задел. Книжки получаются в хорошем исполнении, но не очень дорогими, да еще в той нише предложения читателям, которая добрые 10 - 15 лет как бы отсутствовала напрочь. "Детское чтение" не только полсотни тысяч добротных, опрятно и на радость детворе сделанных книжек, это сигнал для издателей: "Делай, как я!", это разворот в сторону детства, живущего не только фантазиями Гарри Поттера. Здесь другое, названное одним хорошим русским педагогом как "Родное слово".
4. Если посмотреть российскую книжную статистику последних лет, то тенденция такова: доля детской литературы в издательских новинках стабильна и даже из года в год понемногу растет. Это радует. Здесь бы еще умно и активно включить в чтение все то, чем еще жива и богата наша нижегородская земля, в том числе и в области изящной словесности. Чтобы наши дети, когда вырастут и откроют томик Чехова, обязательно согласились с такими словами писателя: "А какой прекрасный народ в Нижегородской губернии. Мужики... с каждого можно купца Калашникова писать. И умный народ".
Досье собирал Александр ПАВЛОВИЧ.
Кстати
Нынешние россияне читают почти в десять раз меньше, чем граждане СССР в 1970-е годы. В муниципальных библиотеках отдельных регионов цифра обновления книжного фонда не поднимается выше 0,3 процента. В сельских российских библиотеках, обслуживающих детей, наивысшая его планка составляет 0,1 процента, хотя по всем международным нормам должна равняться 5 - 10 процентам. Фактов “обескниживания” нашей жизни вообще-то предостаточно. Но гораздо интереснее “в реке по имени факт”