За баранку - как за клюшку?
Моему соседу по лестничной площадке в этом апреле исполнилось восемьдесят. За пару дней до юбилея он со своим другом-ровесником отправился на дачу. Поездка закончилась в тот момент, когда его "круизер", вылетев в кювет, перевернулся и замер вверх колесами.
Верхнего предела нет
Проезжавшие мимо автомобилисты, вызвав скорую и ГАИ, столпились возле опрокинутого внедорожника. К удивлению очевидцев, старики выбрались наружу без единой царапины.
- Вдруг, откуда ни возьмись, выскочил "опелек" и подрезал, я резко вывернул руль, - рассказывал сосед после.
В причинах ДТП сейчас разбираются автоинспектора, хотя некоторые очевидцы еще на месте аварии недвусмысленно намекали на возраст водителя.
- Независимо от того, в какой физической форме находится пожилой человек, все равно у него уже не та реакция, как была в юности, - комментирует ситуацию врач-терапевт нижегородской поликлиники № 31 Советского района Оксана Бусарова. - В любом случае слабеют память и зрение, затрудняется концентрация внимания, появляются всевозможные отвлекающие болячки в виде суставной и головной боли. Да и сами ситуации на дороге, из которых десятилетиями удавалось выходить без проблем, для пожилого человека могут вдруг оказаться непосильными.
Старики за рулем - это целая проблема в Америке, Европе и Японии. Согласно западной статистике, престарелые водители чаще других попадают в аварии со смертельным исходом или тяжелыми ранениями.
В Великобритании всех автолюбителей старше 75 лет обязали повторно проходить тест на знание ПДД, а также еще раз получить справку о состоянии зрения. Всего в туманном Альбионе насчитывается около полутора миллионов автолюбителей старше 75 лет, из которых 23 тысячи перевалили 90-летний и 34 человека - 100-летний юбилей.
В Италии же рассматривается закон, и вовсе запрещающий садиться за руль после 80 лет, даже если вдруг состояние здоровья удовлетворительное. Впрочем, пока он не принят.
В российском же законодательстве никаких регламентирующих "верхний предел" возраста водителя ограничений нет. Даже курсов для пожилых автовладельцев не проводится.
Когда подошел рубеж...
Своеобразным "ограничителем" могла бы выступать медсправка, которую нужно оформлять как минимум раз в 10 лет при замене прав. Но только лишь теоретически. По факту бумажку из медучреждения может получить кто угодно, было бы желание. И инциденты с участием пожилых водителей случаются периодически.
- На трассе М-7 в Володарском районе 78-летний водитель на вазовской "четверке" сбил велосипедиста, пересекающего проезжую часть. Он получил сотрясение мозга, черепно-мозговую травму, многочисленные ушибы и ссадины, - сообщил об одном из последних таких случаев официальный представитель УГИБДД по Нижегородской области подполковник полиции Дмитрий Мацкевич.
И хотя стаж водителя составляет более 40 лет, он все же не сумел среагировать на возникшее живое препятствие.
- В прежние времена, когда для средней советской семьи машина была не столько способом передвижения, сколько роскошью, те счастливчики, у кого она была, передавали ее сыну, не успев состариться, - продолжает рассуждать мой собеседник. - В ближайшие два-три десятилетия, судя по всему, количество пожилых водителей существенно увеличится, с каждым годом их будет становиться все больше. Это неминуемо скажется на статистике автопроисшествий…
Старики на дороге бывают очень опасны, считает начальник отдела ПБДД региональной Госавтоинспекции полковник полиции Игорь Михайлушкин.
- Я не имею ничего против тех, кто в состоянии адекватно ездить и соблюдать ПДД. Но когда уже подошел рубеж, когда теряется бдительность, слух, зрение, то пора передавать руль более молодым, - говорит он.
В защиту стариков, однако, выступают специалисты. По данным исследователей, водители от 65 до 75 лет попадают в аварии реже молодежи. Только 4 процента от общего числа возрастных водителей становятся участниками ДТП, которые приводят к жертвам. А вот начиная с 80 лет безобидная статистика резко меняется…
Татьяна ЧИНЯКОВА. Фото imotor.su.