Марина Неелова так знаменита, любима и так редко бывает в Нижнем Новгороде, что полный зал филармонии собрался посмотреть на нее одну - маленькую женщину в черном костюме, вне декораций и сюжета, просто рассказывающую о своей жизни. И хотя многие истории из ее "Монолога со зрителем" уже знакомы поклонникам актрисы, зал все равно внимательно слушал, а иногда от души хохотал - настолько артистична ее речь, а сама она самоиронична. Сегодня Марина Неелова предпочитает рассказывать о начале своего пути в профессии и о коллегах по цеху.
Ирония судьбы
В детстве я мечтала стать балериной. В школе училась ужасно, потому что уже видела себя в пересечении лучей на сцене, и мне было не до математики. Но со стихотворением "Мы с Тамарой санитары" я выиграла несколько чтецких конкурсов и решила стать драматической актрисой…
Все-таки память - странная штука: она выхватывает какие-то фрагменты, которые, как потом оказывается, играют огромную роль в твоей жизни. Однажды в детстве я шла с мамой по Васильевскому острову и, проходя мимо киоска, попросила ее купить мне фотографию артиста. А я никогда их не собирала, как другие девочки, обменивавшиеся портретами Тихонова и Стриженова. И вдруг ни с того ни с сего захотела купить эту фотографию! Я ее прижимала к груди, любовалась ей и тайком целовала, хотя это был совсем не такой артист, как Тихонов и Стриженов. Это была фотография Василия Васильевича Меркурьева.
Когда спустя годы я поступила в театральный институт, именно он оказался моим мастером на курсе. Он был блистательный артист. Он вылетал на сцену и играл за всех - за мальчика, девочку, бабушку, дедушку, он даже без текста играл, и этот фантастический спектакль был каждый день, это счастье длилось все время учебы…
“Нитка” с хвостиком
Когда я собиралась поступать в театральный, мне казалось, кто же, как не я, при моей нечеловеческой любви к театру, должен стоять на сцене?! Я пришла в Ленинградский театральный институт в полной уверенности, что я поступлю. И увидела там таких стройных, красивых девушек, которые действительно были похожи на актрис. А я никогда не была хороша собой, фигуриста. Я выглядела такой "ниткой" с задрипанным хвостиком. Но ведь я собиралась взять не красотой, а талантом!
Помню, я плакалась Косте Райкину на свою внешность: я такая худая, у меня тонкие ноги… А он отвечал: "Не знаю, мне нравится… Они так извиваются интересно, что я иногда думаю: наверху попадут куда надо или нет?" Он мне в ответ плакался, что с таким лицом, как у него, даже в булочную не надо ходить, не то что на сцену…
Смелость города берет
На первом туре экзаменов я вышла на сцену на этих "извивающихся" ногах и решила: "Надо всех чем-то ошарашить!" В комиссии увидели меня, подумали: "О-ой, какое вышло…" Я сказала, что буду читать отрывок из "Войны и мира". А им все осточертело, особенно "Война и мир", потому что все девочки читают про первый бал Наташи. Но у меня было другое! Я страшным голосом, как иерихонская труба, заорала: "Марья Львовна Карагина с дочерью!" Комиссия подпрыгнула. "Какое несоответствие интересное, - подумали, - в таком тщедушном теле - такой голос!" Так я удивляла их два тура. А между вторым и третьим был экзамен по пластике, где надо выступать в купальнике. Тут я поняла, что карьера моя закончилась, потому что в купальнике я ну ничем не могу взять. Ни жива ни мертва стою на сцене и с ужасом вижу, что рядом - высокая красавица с формами, с раскинувшимися по плечам волосами … Я ей шепчу: "Я прошу тебя, отойди!" А она сверху посмотрела: "Да нет, - говорит, - хорошо стоим". Задание было - изобразить, как мы вытираем окно. Все вытирали "форточки", а я, видимо, витрину американского магазина, - я летала от кулисы к кулисе и постоянно мельтешила перед комиссией, так что не заметить меня было невозможно. В общем, прошла и на третий тур. На третьем надо было петь, а я не пою вообще - мне что "Ой, цветет калина", что ария из оперы… Я поймала в коридоре концертмейстера, и он согласился со мной позаниматься. Бедный человек! Больше он не знал покоя. Где бы я его ни встретила, сразу хвать - и к роялю. Я вошла в его жизнь, он уже нес за меня ответственность, ему уже стало казаться, что я пою, и даже стало нравиться, как я пою. Более того, он даже стал мною хвастаться! Но на экзамене я что-то пропела, а потом сказала: "Я сегодня не в голосе - лучше станцую". И я одна танцевала "Молдаванеску" (а ее танцуют парами), скрестив руки так, будто держу руки партнера… Сейчас я думаю, что это было очень смешно. Но я поступила.
Принудительное обаяние
На втором курсе меня пригласили попробоваться в "Старую, старую сказку…" Надежды Кошеверовой - она и стала моей первой картиной. Я пришла, ничего не зная про съемочную площадку, камеру, крупный план… А Олег Даль уже был утвержден на главную роль, ему показали 5 - 6 пробовавшихся актрис, и он, указав на меня, сказал: "Кто угодно, только не эта!" Но потом он был фантастическим партнером! Чтобы не сыграть рядом с ним, надо быть бревном! А сначала мне все говорили: "Только не влюбись в Олега Даля!" Потому что тогда все сходили по нему с ума. И так мне это часто говорили, что я его заранее возненавидела. Я ждала встречи с ним, чтобы показать, как он мне совершенно не нравится. И вот он вошел: синие глаза, черные вьющиеся волосы, тонкие-тонкие ноги, пальцы, как у пианиста… Я его увидела - и умерла. У него было принудительное обаяние. Помню, Волчек на репетиции, восторженно улыбаясь во весь рот, говорила: "Ну дурак, ну совершенно не то играет!" Я была в него влюблена как в произведение искусства, которое не собиралась трогать руками, но которым любовалась и не могла оторваться. Через него я полюбила театр "Современник" и захотела там работать.
Ольга ГОРНОВА.
Справка
Марина НЕЕЛОВА - народная артистка России, лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РФ, а также премий "Кумир" и "Триумф", одна из ведущих актрис Московского театра "Современник". Снималась в фильмах "Монолог", "С тобой и без тебя", "Осенний марафон", "Фантазии Фарятьева", "Дорогая Елена Сергеевна", "Ты у меня одна", "Тюремный романс", "Сибирский цирюльник", "Азазель".
Кстати
Неелова приедет к нам с Камбуровой и… Раневской
В Нижнем Новгороде Марина Неелова все же нашла несколько минут для разговора с нашим корреспондентом.
- Марина Мстиславовна, говорят, вы уже несколько лет не даете никаких интервью. Почему?
- А надоело. Все, что я могла бы рассказать журналистам, рассказываю на встречах со зрителями.
- Но многие вашу нынешнюю программу уже видели…
- Да, наверное, я что-то рассказывала уже в прошлые приезды. Но, знаете, как раз сейчас я хочу подготовить новую программу.
- Уж не про Раневскую ли, о которой вы так хорошо рассказываете на концерте?
- Да. Причем хочу, чтобы вместе со мной в программе выступила и Елена Камбурова, которая тоже неплохо знала актрису. К тому же Елена еще и поет. Как раз сейчас мы ведем с ней переговоры. И если получится - приедем в следующий раз в Нижний вместе.
Оксана ЗЕМСКАЯ.