Не работа, а служение

В стародавние времена у наших северных народов существовал жестокий обычай: немощного от старости человека не оставляли жить на покое среди сородичей, а отвозили подальше от стойбища и оставляли одного без пищи и воды, умирать.
Но бытовала тогда же и такая притча. Один молодой охотник заметил, что отец уже не может ни охотиться как следует, ни оленей пасти. И без особого сожаления, не взирая на мольбы старика, усадил его в легкие сани и отвез в заснеженную тундру. Стоял лютый мороз, и сын, пожалев отца, решил оставить его в санях. Но старик настаивал, чтобы сын сани забрал.

- Да зачем, - удивился тот.

- А чтобы твоему сыну было на чем отвезти тебя в тундру, - ответил старик.

Такие обычаи не были резкостью в те давние времена, когда человек один на один, выходил на схватку с голодом и холодом, и где не было места состраданию и милосердию, где люди жили сегодняшним днем, не умея еще думать о будущем.
Времена изменились, о старых людях уже давно принято заботится и внутри семьи, и на государственном уровне. Только по-прежнему встречаются люди, которые не думают о тех самых санях, и о престарелых своих родителях не заботятся. Бывает и так, что старики одиноко доживают свой век просто в силу сложившихся обстоятельств.
И тогда к ним приходят на помощь социальные работники. Так называются люди, которые приходят домой к одиноко проживающим, немощным людям, приносят лекарства и продукты, оплачивают счета.
Для старого больного человека, уже не выходящего из дома, соцработник становится просто светом в окошке, единственным связующим звеном с той жизнь, которая шумит за стеной. Ведь он и письмо под диктовку напишет, и газету почитаем, и жалобы на бездушных родственников или невнимательных врачей выслушает. Да мало ли о чем может попросить старый одинокий человек… Тут не всякий и справится. И вообще, эта работа требует чисто женских качеств – заботливости, сострадания, терпения невероятного, потому что старики наши подчас и просто капризничают, поэтому и идут в эту сферу деятельности наши удивительные женщины, которые могут все.
Заместитель директора Муниципального центра Нижегородского района Ольга Петровна Собянина, убеждена, что они становятся для своих подопечных просто родными людьми, и если случается соцработника сменить, то это воспринимается как настоящая трагедия, поэтому, - говорит она, - в службу помощи на дому стараются случайных людей не брать, да они и сами двух месяцев здесь не выдерживают, уходят сами. Так что остаются те, кто справляется и с тяжелыми продуктовыми сумками и с нелегкими характерами пожилых людей.
В Нижегородском районе живут 604 человека, которым требуется социально-бытовая помощь. И они ее получают. 78 социальных работников и медсестер несут свою нелегкую службу, причем за сущие гроши.
Кстати, а во сколько можно оценить доброе слово и живое участие? Поэтому-то соц.работники Татьяна Александровна Веретенникова и Марина Михайловна Антипова считают свои обязанности не работой, а служением. Это, - говорила мне Марина Михайловна, - нормальная черта нормального человека. Кто-то церкви восстанавливает, а кто-то людям помогает. Ее коллега Марина Ясникова еще и риэлтером работает, причем очень успешно, - но своих подопечных не бросает, потому что считает – за ее подопечными лучше ее никто не присмотрит, они же привыкли друг к другу. Сама же Марина Михайловна Антипова работает в социальной службе уже три года. Говорит, что поначалу было очень тяжело, и физически и психологически. Даже ссорилась иногда со своими подопечными. Подумывала даже об уходе, да решила, что это – как себя не уважать, ведь другие-то смогли. И она сможет. Так и привыкла. Тем более, что очень ей коллеги нравились, интересные умные женщины. А потом и смысл ее работы открылся – то самое служение. Причем среди опекаемых ею пожилых нижегородцев столько интересных людей оказалось! Ведь старится у человека тело, а душа остается молодой, - говорит Марина Михайловна. Ну в этом смысле Нижегородский район – особенный. Здесь же сосредоточие высших учебных заведений и культурных учреждений и процент людей науки и искусства среди пенсионеров очень высок. А для таких людей интересный раз говор о культуре, политике, экономике подчас важнее подчас продуктов и лекарств.
Другой соц.работник Татьяна Александровна Веретенникова по образованию медик. И, по ее словам, учили ее не только лечению людей, но и милосердию. Поэтому уход за чужими людьми ей не в тягость.
Кстати, сама эта работа многому учит. Владеть собой, например. А вы попробуйте спокойно выслушивать старческие жалобы или необоснованные упреки подопечных. Ведь некоторые бабушки требуют, чтобы продукты не только хорошими были, но и куплены по самой низкой цене. Цены им от соседей известны. А что порой приврать соседки могут, невдомек.
Но чаще бывает другое. Вот получают ветераны войны приличную пенсию, гораздо большую, чем зарплата социального работника. И дети выросшие и внуки где-то далеко, но есть. Но вот кажется им, что зажились они на этом свете, не нужны никому, всем в тягость.
И тогда Марина Михайловна Антипова напоминает им, сколько они сделали для своей страны, какая у них была хорошая интересная жизнь, да они гордиться собой должны!
И знаете, - рассказывала она, - у них плечи расправляются, глаза блестят, - вот ведь как действует вовремя сказанное слово.
Сама Марина Михайловна Антипова очень жалеет, что своему отцу, тоже ветерану войны, она по молодости своей таких нужных слов сказать не сумела. И сейчас считает: ее работа, ее служение это своего рода и отдача долгов.

Елена Шевырева.

Следите за нашими новостями в удобном формате