Минувшей осенью, в сентябре, мне потребовалось срочно купить лекарства на довольно значительную сумму. Заскочил в первую попавшуюся аптеку - она принадлежала распространенной в Нижнем аптечной сети "36,6". Почти все необходимые мне лекарства нашлись. Я немного успокоился, а аптекарь, очевидно заметив это, обратилась ко мне и предложила завести карточку постоянного покупателя, сулившую в будущем некоторые льготы и скидки. А почему бы нет? Получению карточки предшествовало заполнение некоей анкеты. Я взял листочки и далее, как у баснописца Крылова, - "тут и сел мужик".
С меня требовалось сообщить руководству аптечной сети фамилию, имя, отчество, точную дату рождения, свой адрес, номер телефона, и если не ошибаюсь, род занятий и еще пяток других данных, которые неизвестно почему сильно волнуют аптекарей. Хотя что-то предположить можно: маркетологи фирмы хотят досконально, вдоль и поперек изучить, кто же чаще всего, с каким состоянием кошелька обращается в их аптеки. Такие знания не лишние, но, господа, в таком случае зачем вам полное мое имя, точный адрес? Подобное изучение рынка вполне допустимо и с анонимным респондентом, а вместо адреса с домом и номером квартиры вполне достаточно, например, указать, скажем, Канавинский район Нижнего Новгорода.
Честно сказать, мне стало не по себе от такого беспардонного сканирования моих персональных данных. Я в раздражении покинул аптеку.
Нечто подобное произошло у меня и в магазине "Магнит". Там, правда, анкета в обмен на карточку, называемую "Электронный кошелек", была покороче, да и администратор что-то попыталась мне объяснить. "Если вы станете победителем какой-то нашей акции, - убеждала она меня, - мы позвоним вам по указанному телефону". Ради мифической победы в акции я должен был рассказать о себе очень даже немало.
Была бы хоть малейшая уверенность, что базы наших с вами персональных данных надежно хранятся в "Магните", "36,6" и у им подобных собирателей сведений. Какое там! Одно время я регулярно получал послания от одной торговой фирмы, которые начинались так: "Поздравляем вас! Вы выиграли миллион". Далее мне следовало выкупить у этой фирмы кое-какой товар рублей на 500 - 800, и тогда мне раскроется тайна, как завладеть заветным миллионом. В своем стремлении убедить, что миллион у меня уже в кармане, фирма дошла до совершенства, и я стал получать такие эпистолы: "Поздравляем вас с вашим днем рождения, который наступит через несколько дней, такого-то числа. Как здорово, что как раз в эти дни вы сделали себе подарок и выиграли миллион". Все это может быть и смешно, но никаких отношений с данной фирмой я никогда не имел, никаких персональных данных (домашний адрес, день рождения) ей никогда не передавал. Очевидно, предприимчивые фирмачи попользовались базой данных какой-то организации, где я действительно "наследил" - анкету требуют заполнять не только в "36,6" и "Магните".
В сегодняшнем мире значимость персональных данных очень высока, для их получения используются самые разные приемы. Названные мною - самые безвинные.
Однажды перед концертом в филармонии продвинутые ребята разыгрывали в лотерею зонтики и шампанское. Для участия в ней надо было заполнить все ту же анкету. Дочь втянула меня в лотерейный ажиотаж, а через пару недель телефонный звонок: "Здравствуйте! Вы участвовали в лотерее, зонтик вы не выиграли, но стали обладателем почти бесплатной туристической поездки в Египет. Вы должны…" Ну и так далее, сказка про белого бычка, как подсесть на крючок бесплатного сыра. Подобные упражнения почти невинны, ну а если анкеты с указанием уровня моего дохода попадут в криминальные структуры… Домушники, например, могут за бесценок приобрести базу данных, которая поможет им "ориентироваться на местности": где и чем можно поживиться. Нет, ребята, как пел Высоцкий, все не так.
С утечкой персональных данных в мире борются. Еще в 2001 году Россия присоединилась к Конвенции Совета Европы "О защите личности при автоматизированной обработке данных". Это неплохо, конечно. Но подпись под Конвенцией России есть, а Васька слушает да ест. Нужны были более решительные меры. В 2006 году в России появился Закон "О персональных данных". Он предписывает любой организации, собирающей и хранящей персональные данные, зарегистрироваться в Госреестре и получить статус оператора. Закон очень неплохой. Например, каждый передавший свои персональные данные какой-либо организации теперь имеет право запросить у оператора информацию об использовании его данных и потребовать их удаления.
Количество организаций, которым по новому закону требуется регистрироваться в реестре, немалое. Это госструктуры, весь рынок связи и банковских услуг, страховой рынок, ЖКХ, рынок продаж через Интернет, статистические и социологические службы, рекламный рынок, который все чаще использует персонифицированные рекламные сообщения. Но самое существенное на данный момент: Закон "О персональных данных" с 1 января нынешнего года вступил в силу. Можно было бы с облегчением вздохнуть, если бы, как всегда, не забыли про овраги. Составлять реестр операторов будет Федеральная служба по надзору в сфере связи, массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Россвязьохранкультура). Но для успешной ее работы в этом направлении необходим целый пакет нормативной базы и подзаконных актов. А его, похоже, пока нет. Работающие с персональными данными организации на сегодняшний день не совсем понимают механизм исполнения закона.
И все-таки, думается, важный рубеж преодолен. Шаг за шагом беспределу, когда с удивлением узнаешь, что кто-то, совсем не желаемый тобой, узнал твой домашний адрес, состав семьи, наступит конец. Персональные данные не игрушка! Проанализировав их, умные головы могут получить важные сведения, которые неизвестно еще как, в пользу нас и страны или во вред, будут использованы. Будем осторожны и не будем где ни попадя "разбрасывать" свои анкеты. За нами теперь закон.
Александр ВЕКТОВ.
Как карта ляжет... Безопасность или скидки - решайте сами
Дисконтная карта - это документ, предоставляющий льготы ее владельцу при приобретении какого-то товара или услуги.
Основная цель ее изготовления - привлечение новых клиентов и закрепление уже имеющихся путем дополнительного их поощрения. В настоящее время дисконтные карты выпускают магазины, бары, рестораны, спортивные залы, аптеки, туристические фирмы, гостиницы, рекламные агентства и т.д. Владельцы же дисконтных карт могут экономить свои средства, пользуясь предоставленными скидками и льготами.
Дисконтные карты бывают разных типов, например на предъявителя или индивидуальные, накопительные или на определенный срок. Иногда их дарят бесплатно, иногда продают. "Нижегородский торговый союз", например, предлагает свои карты за 50 рублей. Что ж, кто часто пользуется его продовольственными магазинами, наверняка оправдает первоначальные расходы. Но я, например, знаю людей, которые ни за что не будут покупать дисконтные карты - зачем, дескать, кредитовать торговые организации, пусть они занимают где угодно, но не у меня, человека небогатого. Индивидуальные дисконтные карты, на предъявителя, на определенный срок - все вроде понятно. Интересно, что копится на накопительной. А вот что. Пришли вы, допустим, в магазин бытовой техники и купили вещь за пять тысяч рублей. С ней вы приобрели также право купить следующую вещь со скидкой в один процент. Покупка стоимостью в десять тысяч рублей прибавит к скидке еще пару процентов. Надумали заиметь более дорогую технику дома, к примеру за пятнадцать тысяч, - магазин подбросит вам дополнительно несколько процентов к скидке. Так он и держит клиента, предлагая ему все более крупные скидки за более дорогие покупки.
Какие выпускать дисконтные карты - решает сама фирма. И никто ей препятствий чинить не может, не существует законодательных правил, что можно писать на кусочке бумаги или пластика, который называют дисконтной картой, а что нельзя. В министерстве поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг, которое как раз курирует в нашей области те сферы деятельности, где наиболее распространены подобные карты, на запрос нашего журналиста отвечают, что никогда не занимались этим. Не было обращений по этому поводу и в территориальное управление Федеральной антимонопольной службы.
То же подтверждает и такой контролирующий орган, как Роспотребнадзор. Игорь Шохин не смог нам порекомендовать какие-либо законодательные документы, регламентирующие движение дисконтных карт по торговым и прочим сетям. В каждой фирме на сей счет свои инструкции.
Когда обращаешься за разъяснениями к конкретным торговым сетям, они, в общем-то, повторяют те же доводы, которые описаны выше. Дескать, имея домашний телефон владельца карты, быстрее можно порадовать его известием о выигрыше в лотерею и т.д. А генеральный директор ООО "Калинка" Александр Степанов даже уверен в безопасности занесения имени клиента в базу данных - никакие нечестные сотрудники скопировать ее на дискету не смогут.
По-видимому, каждый покупатель товара или услуги должен в первую очередь сам подумать, брать ли карту, давать ли взамен подробную информацию о себе, как это и сделал наш автор. Ведь если никто не захочет попадать в базу данных неизвестного использования, то ее просто не будет, не так ли? И те, кто стремится во что бы то ни стало продать нам свой товар, в следующий раз поостерегутся внедрять технологии продаж, не достигающие цели.
Как мы говорили выше, видов дисконтных карт достаточно много, и если вызывает сомнение индивидуальная карта, к которой может прилагаться анкета с излишними вопросами личного свойства, то лучше возьмите другую. Может быть, в другой фирме.
Светлана ИСАКОВА.