Центровая сборной России и ЦСКА ценит людей, способных на поступок.Сегодня предлагаем вашему вниманию вторую часть интервью с известной российской баскетболисткой Марией СТЕПАНОВОЙ, в котором разговор пойдет о мужчинах. Тем более есть прекрасный повод, ведь по иронии судьбы центровая сборной России и ЦСКА родилась в День защитников Отечества. Впрочем, хочу сразу предупредить: любители "желтой" прессы могут не беспокоиться, поскольку действующими лицами нашего диалога оказались самые близкие и дорогие для спортсменки люди - ее отец Александр Сергеевич, ее муж Денис Зубов и ее сын Николай.
- Мария, можно сказать, что, родившись 23 февраля, вы стали главным подарком своему отцу к мужскому празднику?
- (Улыбается.) Думаю, что он все-таки мальчика ждал. К тому времени в семье уже была дочка (моя старшая сестра Тамара), и родители, естественно, рассчитывали на сына. Но девочка тоже неплохой подарок. В любом случае, в свой день рождения я никогда не была обделена вниманием. У нас был совместный праздник, в котором мужчины все-таки отходили на второй план. Им, конечно, тоже дарили подарки, но больше поздравляли меня.
- Говорят, ваш отец принимал очень активное участие в воспитательном процессе, когда требовалось, становился не только тренером или агентом, но даже личным врачом и пресс-атташе.
- Я благодарна своему отцу за то, что в свое время он направил меня на эту стезю и вырастил спортсменку. Действительно, он возил меня на тренировки, сопровождал на соревнования, посвящал этому очень много времени. Когда я стала постарше, обязательно встречал из поездок.
Ценю и то, что в какой-то момент моей спортивной карьеры мне потребовались специалисты более высокого класса, и отец нашел в себе силы это понять и принять. Когда у меня появился профессиональный агент, папа потихонечку отошел от дел. Он выполнил свою стартовую функцию, а всем остальным занимались уже профессионалы.
- Как отреагировали родители на появление в вашей жизни Дениса?
- Папа очень долго оберегал меня от общения с сильным полом, до 18 лет не разрешал общаться с молодыми людьми даже по телефону, не то что встречаться. Позже тоже болезненно к этому относился и ко всем моим друзьям был очень критичен. Но, как говорится, жизнь берет свое, и когда-то же у меня должен был появиться постоянный партнер, муж. Появился Денис. Никто против не был. Мама так вообще сказала: "Я полюблю любого твоего избранника. Главное, чтобы тебе было хорошо".
- Признайтесь, чем Денису удалось покорить ваше сердце?
- (Улыбается.) Сделать это было нелегко. Но он оказался способным на серьезный поступок! Ради семьи Денис решил оставить большой спорт, хотя в водном поло у него были все шансы попасть на Олимпийские игры и сделать блестящую карьеру. Возможно, в своем виде спорта он мог бы достичь даже больших высот, чем я. И от всего этого отказался только для того, чтобы сохранить наши отношения. Настал такой период, когда мы должны были либо действительно создать семью, либо расстаться, потому что на расстоянии поддерживать отношения было очень тяжело и, наверное, бесперспективно. Он сделал свой выбор и, в свою очередь, я сделала свой. Надеюсь, что Денис не жалеет об этом.
- Во всяком случае, вы об этом не жалеете?
- Нет, ни в коем случае. В семейном плане я считаю себя счастливым человеком.
- Завести ребенка для спортсменки, у которой каждый год проходят какие-то ответственные соревнования, процесс сложный. Как вы отважились на это?
- Сначала мы планировали сделать это после Олимпиады 2000 года. (Смеется.) После каждой Олимпиады все девчонки планируют завести ребенка, чтобы успеть восстановиться до следующих Игр. Я имею в виду тех баскетболисток, кто играет в сборной страны (остальные могут более свободно распоряжаться своим временем). Вот и мы подгадывали. Но потом возникли какие-то другие планы. В итоге Коля все решил за нас и появился неожиданно, но очень своевременно. В тот период как раз решался мой переход из Чехии в Самару. Контракт еще не был подписан, но твердая договоренность была достигнута. Все так хорошо сложилось: я пропустила только один сезон, успела восстановиться перед чемпионатом Европы, попала на Олимпиаду.
- Многие считают, что вы слишком рано вернулись на площадку после рождения сына. Ради чего нужна была такая поспешность, и не оказался ли ребенок обделенным маминой лаской на первом году жизни?
- Начнем с того, что я его кормила грудью до десяти месяцев, что может себе позволить не каждая спортсменка! Все, что я могла ему дать как кормящая мать, он получил. Во время подготовки к чемпионату Европы 2003 года наша сборная побывала в шести странах, и благодаря спонсорам со мной вместе ездили муж и маленький сын. Так что в свои полгодика Коля побывал даже в Бразилии, не говоря уж о Греции и Франции. А когда сын перешел на самостоятельное питание, то есть мог существовать и без меня, я начала ездить одна. Но я стараюсь посвящать все свободное время своему сыну. Самая последняя прихожу на тренировку и самая первая убегаю после ее завершения. Потому что знаю: меня дома ждет сынок. Смотрит в окошко - не идет ли мама. Из поездок обязательно везу ему подарки.
- Сложно разрываться между работой и ребенком?
- Конечно. Но я оправдываю себя тем, что все это делается прежде всего для него и моих будущих детей. Да, я уже достигла определенного уровня: у нас есть все, чтобы жить полноценной жизнью, получать удовольствие и ни в чем себе не отказывать. А хотелось бы еще поставить детей на ноги, дать им все то, что имею сама, и даже больше.
- Вы говорите "детей", подразумевая прибавление в семье?
- Мы с Денисом планируем, что в нашей семье будет трое детей. Это, что называется, программа-минимум. Но второго и третьего ребенка заведем, наверное, уже после завершения моей спортивной карьеры. Потому что малышам надо уделять много времени, а профессиональный спорт этого не позволяет. К тому моменту, когда я закончу, Коля будет совсем взрослый, а мальчики, как известно, быстрее отдаляются от мам, чем девочки. Мне же хочется еще кого-то иметь рядом, дарить свою любовь и тепло. Наверное, у меня сильно развиты материнские чувства.
Взяла интервью Нина ШУМИЛОВА. Москва - Нижний Новгород.