В своей новой книге Александр Кушнир поведал голую правду о шоу-бизнесе.Недавно в Питере вышла книга известного музыкального критика и продюсера Александра Кушнира "Хедлайнеры". Она тут же стала бестселлером. Автор раскрывает секреты создания биографий, пожалуй, самых раскрученных персонажей нашей рок- и поп-сцены недавних лет - "Мумий Тролля", Земфиры, "Братьев Грим", Линды, Глюкозы и даже "Аквариума". Книга успела стать номинантом премии "Чартова дюжина. Топ-13", которую вручает "Наше радио". Мы решили поговорить с автором.
Провокация - основа творчества
- Александр, вы давно уже занимаетесь раскруткой звезд. Не секрет, что сейчас у каждого артиста есть обязательно какая-то своя история, которая помогает ему лучше запомниться публике. Ну вот помните, как в свое время запустили слух о якобы романе Распутиной с Киркоровым. У вас в книге истории не менее увлекательные. К примеру, про Линду, Земфиру или Катю Лель. Но вот скажите правду: вы такие истории придумываете сами или они действительно происходили в жизни ваших персонажей?
- Бывает по-разному. Порой, конечно, случается, что у артиста биография не бог весть какая яркая, и тогда тем, кто работает с ним, приходится делать своеобразную "косметическую операцию", направляя источники света на наиболее выгодные места и затемняя ненужные моменты. А иногда биография у исполнителя на самом деле очень захватывающая. Так было, например, с Земфирой. Это реальная история провинциальной талантливой и бескомпромиссной девушки, приехавшей покорять Москву.
- А что для вас интереснее - придумывать артисту биографию или все-таки рассказывать о нем правду?
- На самом деле интерес к артисту по большому счету определяет вовсе не его биография и даже не придуманная история, а все-таки его творчество. Чем оно прогрессивнее, чем более провокационно, тем интереснее донести его сначала до журналистов, а с помощью них уже и до широкой публики. Для артиста прежде всего важна его творческая уникальность.
- В вашей книге приводятся технологии раскрутки известных артистов. Вот "Мумий Тролль". В свое время их знали только во Владивостоке. А сейчас вы могли бы сделать биографию начинающим исполнителям?
- Мне нравятся несколько молодых артистов, которыми я мог бы заняться. Мой личный хит-парад сегодня выглядит так: 7th Dаy - украинская группа, эдакий гибрид Depeche Mode и раннего "Океана Эльзи", московская группа R.F.M., недавно выпустившая дебютный альбом "Into", и элитарный проект "И.Р.А.". Через какое-то время они могут стать известными и востребованными исполнителями.
Так кто же пел за Глюкозу?
- Скажите, а это правда, как написано в вашей книге, что за Наташу Ионову, более известную как певица Глюкоза, пела поначалу жена продюсера и композитора Макса Фадеева Наталья Усачева?
- Это вообще поразительная история. О том, кто поет в проекте "Глюкоза", было написано еще в энциклопедии "Кто есть кто в современной музыке". Потом в своем трехтомнике всю эту историю очень подробно описал Михаил Козырев, на глазах которого все это, собственно, и происходило. Но никто тогда на это не обратил особого внимания. А когда я открыл эту "тайну", вдруг начались вопросы. Хотя сам Макс все это отрицает.
- А что вы, кстати, думаете о его новом детище - группе "Серебро"?
- Для того чтобы ответить на этот вопрос, я должен побывать хотя бы на паре-тройке концертов, прийти на репетицию, пообщаться с продюсером и исполнителями. Стартовали они впечатляюще. Есть, правда, опасение, как бы они так и не остались группой одной песни.
Примадонна все-таки лукавит
- Как вы сами пишете, в вашей книге соединяются "медийный детектив, любовный роман и элементы легкого порно". А что, если бы вы написали просто историю о том, как делается имидж звезд, разве люди не стали бы покупать эту книгу?
- Ну почему? В книге есть и то, и другое, и третье. Глава про Глюкозу - чистый детектив. Любовный роман тоже есть: я люблю или любил тех артистов, о которых пишу. И элементы легкого порно тоже присутствуют, в том смысле, что автор не жалеет ни своих героев, раздевая их на страницах до полной обнаженки, ни себя самого.
- Алла Пугачева, когда ее пригласили возглавить одну из "Фабрик звезд", сказала, что не понимает, как можно в эфире раскрывать всей стране секреты создания звезд. А вы не боитесь выдавать секреты раскрутки артистов публике?
- Нет, потому что всегда можно придумать что-нибудь еще. Просто Алла, наверное, тогда немножко слукавила или чуточку поленилась. Ведь создавать что-то новое всегда очень интересно, это подзаряжает. Хотя наша работа порой и напоминает работу летчика-испытателя. Никогда ведь не знаешь заранее, чем все закончится. Тебя может ждать заслуженный и шумный успех, а может и не менее шумный провал.
Оксана МИТРОФАНОВА.