Ольга ТОМИНА: Нижегородская филармония: «Судьба на выдохе»

9 июня отмечает памятную дату директор и художественный руководитель Нижегородской филармонии, заслуженный деятель искусств России Ольга Николаевна Томина.

Этот разговор получился не только о ее личном событии в жизни, но и о 80-летии филармонии, которой она руководит не один десяток лет. Ольга Николаевна напомнила, что история филармонии началась даже не в прошлом, а в позапрошлом столетии с русских музыкальных сезонов на Всероссийской промышленной ярмарке с участием самого Шаляпина, благотворительных концертов композитора Балакирева, просветительской деятельности Виллуана и Улыбышева...

Славные традиции, большое будущее

- Ольга Николаевна, вы не раз подчеркивали, что филармония – это культурные ворота города.

- Так и есть на самом деле. Авторитет ее руководителей - сначала Александра Абрамовича Когана, сменивших его потом на этом посту Лазаря Моисеевича Гельфонда, Геннадия Петровича Никитина - был в мире музыки настолько велик, что по первому их зову приезжали выдающиеся исполнители, дирижеры, композиторы. При Никитине началось фестивальное движение в нашей стране. Вместе с художественным руководителем симфонического оркестра Израилем Гусманом, удивительным человеком и генератором идей, он поддержал предложение Мстислава Ростроповича, а по сути уникальную акцию, и первый фестиваль «Современная музыка» состоялся именно в Горьком. Весь цвет музыкальной культуры страны собрался в июне 1962 года в нашем городе, ну а приезд победителя первого международного конкурса имени Чайковского американского пианиста Вана Клиберна, событие, не слыханное для закрытого города, стал мировой сенсацией.

- Традиции тех незабываемых праздников продолжает теперь Сахаровский фестиваль. Его концепцию вы придумали и осуществили в 1992 году вместе с выдающимся музыкантом, руководителем квартета имени Бородина Валентином Берлинским.

- Нашу идею поддержали многие известные деятели искусства и в первую очередь Мстислав Ростропович. Он увидел в новом начинании продолжение исторических традиций знаменитых нижегородских фестивалей «Современная музыка».

- В те лихие девяностые годы, когда немало музыкантов вынуждены были покидать родину, вы рискнули - и победили.

- Мы и сами не ожидали такого результата, когда лучшие отечественные и зарубежные артисты без всяких предварительных условий дали согласие на участие в первом фестивале «Русское искусство и мир». За четверть века состоялось четырнадцать праздников музыки, каждый из них – это фейерверк выступлений целого созвездия блестящих исполнителей из России, Австрии, Великобритании, Германии, Нидерландов, Франции, Италии, Израиля и других стран. Фестиваль имени Сахарова признан одним из значительных событий российской культуры, получил широкую международную известность, первым в стране был принят в Европейскую ассоциацию фестивалей при ЮНЕСКО.

 - Ольга Николаевна, согласитесь, филармонию невозможно представить без симфонического оркестра.

- Вы правы! Нелегко подобрать слова, чтобы оценить все сделанное для него основателем Семеном Львовичем Лазерсоном, потом в течение трех десятилетий Израилем Борисовичем Гусманом. При нем скромный провинциальный оркестр достиг высокого профессионального уровня, превратился в лучший коллектив страны. В репертуаре оркестра сегодня - почти вся классическая и современная музыка, он является первым исполнителем ряда произведений Шостаковича, Хачатуряна, Щедрина, Шнитке, Канчели, Свиридова и главным участником всех наших фестивалей. Авторитет Гусмана как музыканта был неоспорим, у него учились дирижированию Мстислав Ростропович и Владимир Спиваков, за пульт нашего оркестра единственный раз в жизни встал Дмитрий Шостакович. Достойно продолжает лучшие традиции Гусмана нынешний руководитель АСО Александр Михайлович Скульский.

- Однажды вы напомнили журналистам шуточный афоризм: «Полный зал – легкий наркотик для директора».

- Аншлаг – это оценка всей нашей деятельности. Как его организовать? Мы ведем переговоры с артистами, со многими из них дружим. В проведении фестивалей - того же Сахаровского, юных дарований «Новые имена» - нам помогают наши благотворители. Их немало, но мы и сами зарабатываем дополнительные средства.

Учить и звучать - везде

- Вас не смущает, что в паузах при исполнении масштабных произведений в зале раздаются иногда аплодисменты?

- Нисколько! Соглашусь с мнением одного моего коллеги, он сказал: «Меня это радует: в зале появились новые слушатели! Они пока не знают, что в перерывы не принято аплодировать, со временем поймут и будут нашими верными друзьями». Вспомните, что говорил Шостакович: «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся».

- Верите ли вы в судьбу?

- Да. В моей трудовой книжке всего одна запись – «Горьковская (Нижегородская) филармония»: она сделана пятьдесят лет назад. Филармония для меня – это не просто место работы, а судьба и образ жизни. Я с оптимизмом смотрю в будущее. Для этого есть все основания: забота и внимание регионального руководства, решение многих годами копившихся проблем. Например, к 80-летнему юбилею филармонии при поддержке губернатора и правительства области были закуплены новые инструменты лучших производителей и концертный рояль Steinway, сшиты новые фраки и платья для оркестрантов... Благодаря этой поддержке в Нижегородской филармонии будет установлен виртуальный зал.

Справка «НН»

Ольга Николаевна Томина родилась 9 июня в Краснобаковском районе Нижегородской области. После окончания в 1967 году Горьковской консерватории начала работать в Нижегородской академической филармонии. Инициатор и один из организаторов Международного фестиваля искусств им. А.Д.Сахарова в Нижнем Новгороде.

Удостоена множества почетных званий. Среди них - почетный гражданин Нижнего Новгорода, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, кавалер ордена Почета Российской Федерации, ордена Академических Пальм, ордена Почетного легиона Франции. Ольга Николаевна Томина – президент «Альянс Франсез - Нижний Новгород», действительный член Санкт-Петербургской академии гуманитарных наук.

            Владимир ШЛЫКОВ.


Следите за нашими новостями в удобном формате