Этот мешок вполне можно было держать на вытянутой руке. Всего десяток килограммов, может, чуть больше. Не тяжело, хотя и громоздко...
Пять с половиной кило героина, стебли высушенной конопли, бурые остро пахнущие комки "пластилина" - готовой к употреблению анаши... На вытянутой руке безвольно покачивалась из стороны в сторону сотня тысяч долларов. Ощущение, возникающее при этом, даже не возьмусь описывать.
Через две минуты все это богатство вспыхнуло, потом - затлело. Вдоль земли пополз ядовитый вонючий дым. "А говорят, деньги не пахнут!" - произнес я, ни к кому не обращаясь. Стоявший рядом со мною опер Нижегородского Управления Федеральной службы наркоконтроля искоса поглядел на меня, усмехнулся и произнес: "Эти деньги счастья все равно никому не принесли!"
Оставим в стороне эмоции. Наркоторговля - это не вселенское зло, не Зверь Апокалипсиса, сошедший на грешную землю, не происки врагов человечества. Это - обычный бизнес. Торгует ли человек редиской на рынке или везет через границу центнер героина - разницы, по сути, никакой. Законы рынка одни и те же. Мефистофель еще у Гете говаривал: "Разбой, торговля и война - различья нет.
Их цель одна". Точнее, две: власть и нажива.
Бизнес, не хуже любого другого
Слякотной декабрьской полночью у кафе "Черный кардинал" остановилась 31-я "волжанка". Водитель, солидный мужчина средних лет, тревожно огляделся по сторонам. Хотя тревожиться, по большому счету, было не о чем - клиента они с напарником выбирали долго и тщательно. Слава Богу, опыта им было не занимать: шутка ли, с 1998 года в "героиновом бизнесе"!
Ждать пришлось недолго. Молодой цыган открыл переднюю дверцу и уселся рядом с водителем. Тот включил мотор. Проехав всего сотню метров, машина затормозила. "Товар в тайнике. Бери его сам!" - произнес человек за рулем и подробно объяснил, где помянутый тайник расположен. Через некоторое время в руках цыгана оказался пластиковый пакет, наполненный грязно-белым порошком. Стороны разошлись, друг другом очень довольные, договорившись контакта не терять и взаимовыгодное сотрудничество продолжить.
Сделке предшествовали долгие и весьма нудные переговоры. Оно и понятно: 50-летние Павел Краснощеков и его напарник, Александр Фролов, не разменивались на мелочи. Героин сбывали только крупными партиями, порою позволяя себе жесты, в этой среде не принятые и даже удивительные. Например, их клиент обязательно должен был быть богат, достаточно серьезен и тоже не мелочен. Случай уникальный: после первой сделки цыган-покупатель попросил Краснощекова подготовить для него еще одну партию в сто граммов зелья и внес предоплату. Честный бизнесмен Краснощеков через день вернул Магомеду (так назвался ему покупатель) деньги, заявив, что за сто граммов и 1200 "зеленых" не стоит и огород городить. Покладистый цыганенок согласился взять партию, вдвое большую.
Через неделю ситуация повторилась. Место, время, фигуранты - все совпало до мельчайших деталей. Единственная разница была в том, что на сей раз продавец не стал утруждать себя скрупулезным соблюдением мер конспирации: просто сунул пакет с двумя сотнями граммов в руки покупателю. В тот же день в двери Краснощекова постучали...
Предварительно помеченные купюры, наркотики, записи в блокнотах, найденные при обыске у Краснощекова и Фролова - эти доказательства Московский районный суд счел достаточными. Хотя и здесь не обошлось без некоторых трудностей. Солидные наркобизнесмены и на суде вели себя четко "по ролям": Павел Краснощеков, которому деваться было некуда, каялся, признавался, "активно способствовал раскрытию преступления" - и получил в итоге 5,5 лет, значительно ниже низшего предела. Фролов не признавался ни в чем, жаловался на "незаконные методы ведения следствия", на "неприязненные отношения" с подельником, якобы мстившим ему за старую обиду. Не так уж это было и нелепо: ведь если бы не удалось доказать организованный характер сбыта наркотиков, то наказание было бы значительно смягчено. Преступники часто так себя ведут: один берет на себя все, а остальные якобы "делов не знают".
Не прокатило. Десять лет получил Александр Фролов.
"Большая стирка"
В этом деле были и еще нюансы, о которых говорить пока рано. Есть серьезные основания предполагать, что двое более чем взрослых, полуграмотных и без криминального прошлого товарищей не сумели бы сами отладить каналы поставок героина, продумать схемы сбыта, систему конспирации и в течение многих лет оставаться безнаказанными. Так что в Нижегородском Управлении Федеральной службы наркоконтроля виртуозную операцию по выявлению и задержанию "сладкой парочки" считают все же полуудачей.
И дело не только в угадывающихся за спинами арестованных, но пока недоступных для сыщиков более крупных фигурах. Была "ложечка дегтя" в самом деле...
Так вот, помимо статьи 228-1 УК РФ была Фролову и Краснощекову вменена и статья 174, предусматривающая ответственность за легализацию незаконно добытых средств. Судите сами: налицо двое нигде не работающих граждан. Оба они далеко не бедны, у одного - дом, у другого - автомобиль, обстановка в жилищах. На какие, спрашивается, шиши оная роскошь приобретена? Ответим: неизвестно, на какие! Во всяком случае, суд счел недоказанным, что подельники жили на средства от продажи героина. Поскольку конфискация имущества сейчас отменена, то ситуация получается совершенно замечательная - все заработанное на "торговле смертью" остается дожидаться хозяев из мест заключения! То бишь то, что именуется "подрывом экономических основ преступности", правоохранительные органы просто не в состоянии обеспечить. А ведь без этого вся борьба с помянутой преступностью - она как в прорву. Сколько ни сажай, желающих обеспечить себе будущее не убавится.
Суды ссылаются на отсутствие практики рассмотрения дел по 174-й статье. "Возбуждайте дела, будем нарабатывать!" И начинается совершенная веселуха. Например, после контрольной закупки наркотика "дилерша" идет в магазин и покупает на сотню рублей продукты: хлеб и колбасу, кажется, точно уже не помню. Ей вменяют 174-ю. Деньги неправедные тратила? Тратила! Значит, отмывала! Доказательство - кассовый чек из магазина. А то и еще круче: цыганка, сбывшая на Бору небольшое количество ацетилированного опия, расплатилась с таксистом вырученной 50-рублевкой. Вменили отмыв, и дело в Борском районном суде прошло! И подобные анекдоты можно уже считать десятками! А особняки наркобаронов, зарегистрированные на третьи, четвертые, даже десятые лица, по-прежнему возвышаются на городских окраинах.
И не сыщиков, "копающих" на 174-ю, не следователей, вменяющих эту статью по мелочовке, здесь вина. Несовершенно само законодательство. Как можно вменить "отмыв" наркодельцам, если преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, не относятся к разряду имущественных!
А банки в соответствии со
статьей 26 Федерального закона "О банковской деятельности" вправе не предоставлять информацию о вкладах, ежели требует эту информацию ФСКН. А если банковские вклады недоступны, поневоле начнешь вменять пятидесятирублевки, чтобы если не счастье перебить наркоторговцу, так хоть настроение испортить...
Не все, конечно, так плохо: в Башкирии были арестованы трое наркоторговцев, которым удалось доказать отмыв 63,5 тысячи долларов и почти 2 миллиона рублей. В Оренбурге известному наркодельцу доказали отмыв 624 тысяч рублей. В Удмуртии был задержан товарищ, переправивший в Таджикистан почти 33 тысячи наркодолларов.
Но все эти преступления были раскрыты лишь потому, что структуры, через которые отмывались грязные деньги, проявили добрую волю, которую спокойно могли и не проявлять. Между тем изъятое - даже не капля в море: молекула! По словам руководителя службы финансового мониторинга по ПФО Владимира Глотова, 80 процентов "отмываемых" денег - "наркотического" происхождения.
И здесь мы вынуждены вернуться к началу этой главки: не безграмотные борские или ольгинские цыгане и даже не дилеры средней руки, такие как Фролов и Краснощеков, правят бал в этом бизнесе. Брать надо выше, и гораздо! Причем на каком-то этапе "наркоцепочки" дело, видимо, придется иметь с людьми по-настоящему богатыми, имеющими связи, а то и облеченными властью. При нынешнем законодательстве победить их невозможно.
А сотрудникам наркоконтроля (в их числе - оперу, блистательно сыгравшему роль цыгана Магомеда) пока что приходится утешать себя мыслью, что грязные наркотные деньги не приносят счастья. И возбуждать дела об отмыве сторублевок "для наработки судебной практики", как изволил выразиться один из нижегородских судей...
Игорь ГРАЧ.