Юбилейный 70 театральный сезон завершил нижегородский театр Комедiя премьерой спектакля «Приезжайте в Звонковое» по пьесе советского драматурга Александра Корнейчука. А еще круглую дату отметили выходом книги.
Приезжайте в Звонковое
Год выдался насыщенным - восемь премьер и две новогодние сказки! Собственных двух сцен не хватило – спектакли теперь идут в Доме актера и в фойе театра. Но возвращение спектакля «Приезжайте в Звонковое», с которого началась история театра в феврале 1947 года – событие наиболее уникальное. Словно в машине времени, перенестись в прошлое предложила зрителям актриса и режиссер театра Надежда Ковалева.
Премьерный спектакль невольно похож на узнаваемый стиль фильма «Кубанские казаки» с такими же незатейливыми, но милыми песнями тех лет, задорными танцами и простодушным юмором. Юг страны с плодородной землёй, развитым сельским хозяйством и колоритными сильными людьми, пожалуй, наиболее всего подходит на роль красивой сказки, основанной на реальной ситуации конца 40-х годов. Драматургия Корнейчука современному зрителю может показаться гротесковой - выстроена она на контрастах, нравоучительно однозначная, часто без полутонов в характерах персонажей.
В центре сюжета глобальные планы строительства новых улиц и домов в казачьем селе Звонковое. Люди устали от тяжелых лет, солдаты возвратились домой, и жизнь нужно возрождать. Но все изменилось не только внешне: в отсутствии мужчин женщины заняли руководящие посты, стали независимее. От общих тем борьбы с врагом и разрухой произошел переход к личным судьбам. Настало время вспомнить, что они не бесполые коллеги и товарищи! Былые отношения между прежде любящими людьми, не остались прежними. В пьесе много второстепенных любовных линий, персонажей всего лишь с несколькими репликами, однако каждого из них актеры стремились сделать узнаваемыми, родными! Какие отношения имеют право на существование, а какие обречены – становится понятно с самого начала. Постановке не хватает проработанности образов, пока что сделанных второпях плакатно и прямолинейно, но она подкупает открытостью, ностальгической простотой.
Воплощая ожидаемое
Конфликт семейный, с адюльтером, и социальный - остро показан на примере семьи председателя сельсовета Анны Груша (М.Кром) и ее мужа Степана (И.Михельсон) – бывшего конюха, а теперь старшего сержанта, прошедшего половину Европы. Не находя себе место в мирной жизни, он стремится покинуть село, уехав в город на военную службу. Не преданная жена, а боевая подруга стала ему ближе – Арина (А.Гобярите), в прошлом обыкновенная свинарка, ныне фронтовичка, сестра председателя колхоза Марины Гордиенко (М.Вязьмина). Арина прожила какое-то время в Бухаресте, и теперь постоянно сравнивает сельский уклад с европейским модным стилем, высокомерно высмеивая окружающее. Роль разлучницы, как будто бы отрицательной героини, ярко сыгранная Алиной Гобярите, стала настоящей удачей спектакля!
Представление о послевоенной жизни мы можем составить по старым фотографиям, архивам и воспоминаниям родственников, но, в первую очередь, по фильмам. Так уж было принято, что киномифология строилась долгое время на идеализации советской действительности. Не только приукрасить, но и найти новую, созвучную времени духоподъемную идею стремились тогда, воплотив ожидаемое возрождение в произведениях искусства. Не стоит строго осуждать наивных героев и их создателей - авторов, работавших тогда «крупными мазками» в жанре сурового, и, одновременно, оптимистичного соцреализма.
Может быть, это покажется странным, но подобные комедийные пьесы «на злобу дня», достаточно редки в российских театрах XXI века. Между тем, послевоенный синдром, культурный конфликт на сравнении западных и отечественных традиций, борьба за равенство полов в социальной жизни – всё это темы, актуальные и сейчас.
Появится ли спектакль в афише нового сезона, пока решается, быть может, произошедшие гендерные изменения в руководстве города, продлят жизнь постановки.
Ольга ПЛАКСУНОВА, фото Александра ВОЛОЖАНИНА.