Вопрос пить или не пить для жителей Нижегородской области не стоит. Конечно, пить, причем с каждым годом все больше и больше. Так, по итогам прошлого года, как подсчитали в Нижегородстате, на каждого нижегородца, считая грудных младенцев, язвенников и трезвенников, пришлось уже по 6,7 литра абсолютного алкоголя. Это на восемьсот грамм больше, чем в прошлом году.
Если перевести в более привычные водочные поллитры, то получается, что каждый из нас с вами ровно раз в полторы недели выдувал бутылочку сорокоградусной. А если еще и часть водки "разбодяжить" вином и прочим слабоалкогольным шампанским, то выходит, что жители нашей области не могут без рюмашки прожить и дня. И это не беря в расчет текущего по области рекой пива.
На хмельную радость нижегородцы в прошлом году умудрились потратить более 14 миллиардов рублей или по четыре тысячи целковых на каждого отдельно взятого жителя. Это на 15 процентов больше, чем было израсходовано на "это дело» в прошлом году.
Для сравнения, весь бюджет Нижнего Новгорода составляет сумму практически в два раза меньшую. И еще в эти самые миллиарды не входит выпитое в барах, ресторанах и прочих пунктах общественного питания. Так же, как в общий список потребляемого алкоголя не заложены самогон, "боярышник" и прочие "блага" цивилизации, которыми нередко травят людей, не обладающих возможностями покупать все дорожающую водку.
Не трудно подсчитать, что получилось бы, если алкоголики и прочие бытовые пьяницы вместо того, чтобы наскрести мелочь на очередную чекушку, вдруг обрели сознательность и, как в старые-добрые времена, "методом народной стройки" скинулись "лишними деньгами". Берега Оки и Волги давно бы украшал с десяток метромостов, на "сдачу" удалось бы достроить цирк и решить проблему с многими другими долгостроями. Да одних только денег, полученных от сдачи бутылок, которые разбиваются во время попойки, хватило бы на то, чтобы построить, скажем, роддом или школу.
В течение прошлого года на территории Нижегородской области четырнадцатью предприятиями было произведено почти два миллиона декалитров водки и ликероводочных изделий, что, кстати, на четверть меньше, чем в 2004 году. Но, как известно, "свинья грязи всегда найдет", и снижение активности местных заводов с избытком компенсировано завозным спиртным. В основном, конечно, дешевая водка "маде ин Дагестан" и иже с ним.
Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что и нижегородская продукция пользуется спросом за территорией Нижегородской области. На нашу долю приходится 6,2 процента всего продаваемого в стране шампанского, около 3,5 процента плодовых вин, 3 процента виноградных. Да и наша водка в других регионах уже, видимо, не кажется такой дорогой - нижегородская продукция завоевала почти полпроцента общероссийского рынка.
Помимо местной водки упал в регионе спрос и на "свои" плодовые вина - их произведено почти на треть меньше, чем в позапрошлом году. Зато народ "распробовал" нижегородский коньяк. И пусть его пока разливают почти в сто раз меньше, чем той же водки, зато темпы роста производства просто впечатляют. Всего за год количество коньяка, сделанного в области, увеличилось в пять раз!
По-прежнему остаются популярными виноградные вина, которых стало выпускаться больше на 33 процента и, естественно, шампанское - плюс 10 процентов к объемам прошлого года. Кстати, если соединить между собой эти два вида спиртного, то в итоге получится, что производится его почти столько же, сколько и водки. Так что говорить о повальном увлечении нижегородцев особо крепкими согревающими напитками не приходится. Скорее, намечается тенденция с точностью до наоборот.
Практически все произведенное у нас спиртное в итоге дошло до покупателя. Максимально оказались загружены склады у вино-плодовых королей - по итогам года не распроданы оказались целых шесть десятых процента их продукции. То есть, буквально, считанное число ящиков и не более.
Винно-водочная отрасль приносит немалую прибыль региональному бюджету, да и "метод народной стройки" давно уже устарел, но неужели нижегородцам в самом деле некуда потратить деньги, кроме как на сорокоградусную? Верится в это как-то слабо. Особенно если вспомнить о том, что по данным Нижегородстата почти треть жителей области живет за чертой бедности, при доходах в три с небольшим тысячи рублей в месяц. Или о том, что 60 процентов нижегородцев не дотягивают даже до среднестатистического дохода в шесть тысяч рублей.
Проанализировав вышеприведенные цифры, невольно задумываешься о том, что, наверное, не улучшение демографической ситуации и даже не доступное жилье сегодня требуются России и россиянам в первую очередь. Задачей номер один должен стать выход из похмельного дурмана, тогда, глядишь, и деньги на все остальное появятся. Вот только где найти этот "свет в конце туннеля", не понятно. Антиалкогольная кампания имени Михаила Сергеевича Горбачева, равно как и "сухой закон" «маде ин США», в итоге лишь спровоцировали новую волну пьянства.
Многие пьют от безысходности, от отсутствия средств к существованию. Денег же нет, потому что пьют. Вот такой получается замкнутый круг.
Андрей КОТУНОВ.