И за колючей проволокой женщина остается женщиной.Мы приехали в женскую колонию (точное название этого режимного учреждения ФГУ ИК-2) накануне праздника 8 Марта. На охраняемой территории в серых телогреечках с номерами осужденные дамы нас встречали группками и поодиночке. Все они вежливо здоровались с незнакомыми посетителями, кто-то смущенно прятался от фотокамеры, кто-то, наоборот, поправлял волосы под пуховой косынкой, вытащив на секундочку из кармашка зеркальце. Женщины!
Здесь их около 1600, есть случайно оступившиеся в жизни, есть и рецидивистки, и те, кто совершил тяжкие преступления. И о каждой можно написать повесть, и даже сценарий телесериала.
Да и сотрудники зоны тоже в основном женщины. Мужчин тут только процентов десять. Так каково им, представительницам женского пола здесь, за колючей проволокой?
Оперуполномоченный старший лейтенант внутренней службы Ирина Боброва и осужденная за мошенничество Анна Терешкина почти ровесницы: Ирине двадцать пять, а Анне двадцать шесть. Но какие разные!
Ирина - из династии сотрудников исправительной системы. Еще ее дед, работал в одной из колоний Нижегороской области. По его стопам пошли и отец Ирины, и два ее дяди. Сама Ирина после окончания Владимирского юридического института начала свою карьеру инспектором в ИК-4 (Тоншаевский район) и вот уже третий год следит за спокойствием и стабильностью обстановки в женской колонии в Нижнем Новгороде.
- Главное в отношении с нашими "клиентками" - это доверительность. Тогда женщины почувствуют к себе хорошее отношение и появится контакт, - говорит Ирина.
Ирина оказалась необыкновенно обаятельной девушкой, улыбка не сходит с ее лица. Однако не замужем (женихам на заметку!). Кстати, кавалеры, узнав профессию Ирины, не пугаются, а, наоборот, начинают проявлять к ней повышенный интерес. Так что "зона" для нее своеобразная фишка. Кстати, в прошлом году она состязалась в самбо, стрельбе и знании законов на всероссийском конкурсе оперативников системы исправления наказаний и заняла, между прочим, второе место!
Несмотря на ее серьезную должность, хобби у Ирины самое что ни на есть женское - она вышивает крестиком. И мечты ее самые обычные - создать семью и воспитывать детей. А еще она бы хотела, чтобы на 8 Марта ей подарили большой букет из разноцветных тюльпанов.
Вторая наша героиня к своим годам не успела получить даже профессии, а лишь окончила школу. Всему виной наркотики. А за решетку она попала за лохотронство. Из трех лет своего срока два она уже отсидела. Ее дочке тем временем исполнилось пять лет. Только здесь, в колонии, а не на воле, обнаружились у Ани многочисленные таланты. Она сочиняет стихи, редактирует местную стенгазету "Голос активиста". Проявила себя и как режиссер. Совсем недавно поставила в театре на зоне пьесу по мотивам фильма "Любовь-морковь". Правда, роль Гоши Куценко пришлось исполнять осужденной девушке, которая, кстати, ради искусства рассталась со своими косами.
- Думаю, что мы здесь как раз для того, чтобы задуматься о своем предназначении в жизни и о судьбе своих детей. На воле мы этого не понимали, - считает Аня.
Она также подметила, что праздники на зоне справляют с гораздо большим размахом, чем на воле. Например, на День святого Валентина девушки просто задаривают друг друга открытками. А во время подготовки праздничных концертов от желающих участвовать нет отбоя.
Сейчас Аня твердо намерена после освобождения вылечиться от наркозависимости и пройти курс в реабилитационном центре. По ее словам, она обязана сделать это ради своей дочки. Загадывая на будущее, девушка сказала, что хотела бы работать с детьми, воспитывать трудных подростков.
Специально для "Нижегородский новостей" Аня Терешкина написала весенний экспромт:
Весна несет нам свет, любовь, надежду
И веру в жизнь, без прожитых ошибок.
Желаем, женщины, вам радости безбрежной
И лучезарных, искренних улыбок.
Ольга МАКАРОВА.