Минобрнауки РФ планирует в течение трех лет вывести все школы страны из муниципального подчинения и передать их государству. Об этом заявила министр образования и науки РФ Ольга Васильева.
Рычаги получат регионы
Согласно действующему закону об образовании учредителем школ могут быть как муниципалитеты (таких школ большинство), так и региональные власти в лице профильных министерств или департаментов (такая схема реализована в Москве и Петербурге). Учредители могут распоряжаться школьным имуществом, а также назначать и увольнять директора школы. Финансирование муниципальных школ идет по двум каналам: за содержание здания и оплату ЖКХ отвечает муниципалитет, а за зарплату, покупку учебников и другие образовательные расходы — бюджеты региона.
Передача школ регионам должна уравнять их доступ к финансированию и, вероятно, улучшит ситуацию с содержанием и ремонтом. Правда, это автоматически не приведет к росту зарплат учителей — все зависит от бюджетных возможностей каждого субъекта.
— Я давно говорю о том, что школы должны быть в ведении государства, так как муниципалитетам средств не хватает. Полномочия можно передать на места, но финансирование должно быть одинаковое, федеральное, так как благосостояние регионов в России разное, — высказал свою точку зрения директор школы № 91, заслуженный учитель РФ, депутат городской думы Нижнего Новгорода Игорь Богданов.
Еще один аргумент в пользу реформы приводит сама федеральный министр. Муниципальное подчинение школ почти не оставляет для ведомства прямых рычагов влияния.
— Трудно себе представить, что 44 тысячи школ никоим образом Министерству образования и науки не подчиняются. Также они не подчиняются региону, — отмечает Ольга Васильева.
Действительно, напрямую назначать директоров школ, поощрять и наказывать педагогов муниципальных школ сейчас регион не может, хотя и пытается наладить взаимодействие со школами. В структуре нижегородского министерства создано и функционирует управление по контролю и надзору в сфере образования.
— Оно обеспечивает контроль за выполнением Закона «Об образовании». Отлажена система работы с обращениями граждан. Например, последние обращения касались привлечения родительских средств на приобретение рабочих тетрадей. В связи с этим региональным министерством образования подготовлены рекомендации о нецелесообразности этих закупок, — рассказал начальник отдела дошкольного и школьного образования Виктор Шмелев.
Осторожность не помешает
Плюс предстоящей реформы в том, что она может дать большую уверенность в своем будущем малокомплектным школам. В нашем регионе опыт по сохранению таких сельских школ уже накоплен. Начиная с 2011 года они финансируются независимо от количества обучающихся. В текущем 2017 году на индивидуальном финансировании находятся 196 малокомплектных школ, что составляет 43 процента от общего количества сельских школ области.
В связи с реформой возникает много вопросов. Например, какую роль будут играть районные отделы образования? В Нижегородской области 52 муниципалитета, в каждом своя структура, отвечающая за систему образования.
— Если будет
убрано еще одно звено управления, произойдет значительная экономия
средств, так необходимых самому образованию. Кроме этого, ослабнет и бюрократическое давление на педагогов, — считает директор московского центра образования «Царицыно», народный учитель России Ефим Рачевский.
Понятно, что такому сокращению сами муниципальные чиновники не обрадуются. Тем не менее школьная реформа уже запущена: 16 регионов уже изъявили желание в ней участвовать, а в Самарской, Астраханской областях и
— Наш регион взвешенно относится к любому реформированию системы образования. Так было и в случае внедрения единого госэкзамена — нижегородские выпускники одни из последних в стране начали сдавать ЕГЭ. Очень долго мы не внедряли и систему подушевого финансирования, так как понимали, что это в первую очередь ударит по сельским школам. Министерство образования будет очень внимательно анализировать опыт регионов — участников эксперимента, — отметил начальник отдела дошкольного и школьного образования Виктор Шмелев.
Александра МАХЛИНА.
Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.
- Кстати
В настоящее время в Нижегородской области 7 государственных школ. В их числе четыре коррекционные, один кадетский корпус, одна кадетская