Потребительский ликбез.Семь заповедей покупателя

Потребительский ликбез.Семь заповедей покупателя

Профессионалы советуют не жадничать и не тратить лишнего
В течение последних 10 дней начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Игорь Шохин участвовал в нескольких пресс-конференциях и семинарах, приуроченных к Всемирному дню защиты прав потребителей. Нам удалось собрать перечень советов, который поможет нашим читателям и деньги сэкономить, и не оконфузиться в различных бытовых ситуациях.
1. Не сорите деньгами
- Нарастает тенденция, когда нижегородцы, не задумываясь, тратят с трудом заработанные деньги, не особо-то порой их и считая, - удивляется Игорь Шохин. - Те же пластиковые окна или мебель на заказ стоят иногда десятки, а то и сотни тысяч рублей, а граждане платят за них легко и непринужденно, будто за пустяк, и даже условия договора читают через строчку. Напомним, что если просрочка исполнения заказа обозначена в размере 0,1 или даже 0,01 процента от уплаченной суммы, то это явное нарушение действующего законодательства. Просрочка в данном случае в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей" никак не может быть меньше трех процентов от стоимости заказа в день, и на суде условия даже подписанного обеими сторонами договора с указанием иных долей процента будут признаны недействительными, юридически ничтожными.
А вообще-то надо вести себя как в старом анекдоте, когда покупатель, выбиравший себе всего лишь копеечные шнурки для ботинок, переполошил всех продавцов. И осмотрел весь ассортимент с такой тщательностью, будто он покупал товар, от которого на веки вечные зависят счастье и будущность.
2. Жадничайте авансом
- Оплата 100 процентов услуги авансом зачастую плохо сказывается на качестве ее исполнения, - уверен Игорь Шохин. - Гораздо разумнее авансировать исполнителя платной услуги процентов на 20 - 30. Оплатив заказ полностью, вы становитесь фирме как бы уже и неинтересны. Ей больше интересны те, кто пока только намеревается к ней обратиться, являясь потенциальным источником новых денежных пополнений. Ну а с теми, кто уже расплатился, всегда можно "порешать вопросы когда-нибудь потом", поскольку они никуда не денутся.
3. Не платите залог за товар
- Юридически между авансом и залогом за товар разница громадная, - подчеркивает Валентина Заложных, заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области. - Аванс при отказе от покупки (товар некачественный или потребитель передумал его приобретать, а доставка на дом еще не осуществлена) обязаны вернуть. А вот сумма залога в соответствии с российским законодательством возврату не подлежит.
В практике отдела были случаи, когда нижегородцы обращались с жалобами о невозврате средств, потраченных на так и не доставленную покупку.
- Большей частью это касалось дорогих товаров, стоимостью более 100 тысяч рублей за единицу, - информирует Валентина Заложных. - Покупатели, невнимательно прочитав договор, подписывались под тем, что они вносят залог (не аванс!), например, за пылесос. Это могли быть и 10 000 рублей, и 20 000. В результате - ни товара, ни возвращенного залога.
4. Договор дороже денег
- Важно все письменно зафиксировать в договоре, - советует Игорь Шохин. - Это касается и условий оплаты товара или услуги, и конкретных сроков выполнения заказа, и всего остального. Например, почему-то потребителей не настораживает, когда им выдают документы без обозначения дат приемки заказа и сроков его изготовления. Хотя при возникновении рекламаций именно от сроков, указанных в договоре, многое зависит, в частности начисление суммы просрочки.
5. Разговоры к делу не пришьешь
- Значение имеют только письменные претензии и жалобы, - напоминает Игорь Шохин. - Переговоры с продавцом, какими бы жаркими и эмоциональными они ни были, к делу, как говорится, не пришьешь. Не надо никаких перепалок в торговом зале, где вас обманули, потом могут даже отрицать, что вы чем-то оказались недовольны. Составьте письменную претензию или хотя бы оставьте запись в книге жалоб, которая должна иметься в любом магазине или там, где оказывают платные услуги гражданам.
6. Не реагируйте на вымогательства
- Дополнительные гарантийные обязательства, которые за отдельную и весьма немалую сумму порой предлагают в некоторых торговых точках при покупке бытовой техники, всего лишь рычаг вымогательства, - сказал Игорь Шохин на одной из недавних пресс-конференций. - Покупатель вовсе не обязан выкупать непонятный "дополнительный" гарантийный срок на товар, который и так находится на гарантии. Продавец просто пользуется его состоянием эйфории от новой покупки, чтобы на этой эмоциональной волне побольше заработать.
7. Деньги за подарки не возвращать!
Бывает, что товар, купленный в ходе акции в комплекте с прилагающимся к нему подарком, приходится вернуть в торговлю.
- Если продавец потребует назад еще и подарок, прилагавшийся в виде бонуса к этому товару, не обращайте на это внимания, - сказал Игорь Шохин. - Поскольку в чеке на покупку подарок не выделен отдельной суммой и вы за него формально не платили, то вы не должны его возвращать, независимо от действий с основным товаром.

Подарок как приманка
Принцип "бери, боже, что нам негоже" в действии

Дистанционная торговля по каталогам весьма ловко пользуется таким маркетинговым ходом, как привлечение покупателей всевозможными подарками. Исключительно редко среди них встречается что-либо стоящее, а обычно это низкокачественные товары по якобы высоким ценам, но любезно "подаренные".
Дареному пледу смотрят на этикетку
Недавно во многих глянцевых журналах о красоте и моде были вложены специальные рекламные предложения, воспользовавшись которыми можно было получить "подарок-приветствие - уютный плед бесплатно". Обещаниями щедро сыпала торговая марка косметических средств одной из европейских стран.
Нижегородка Зинаида Р., осмотрев в Сормове прилавки находящихся поблизости косметических магазинов, решила, что она ничего по цене не теряет, если закажет точно такую же, как и на прилавках, продукцию по каталогу. Ну а заодно еще и получит хороший подарок, ведь на рекламных фотографиях белый плед с бордовой каемочкой смотрелся так уютно и презентабельно.
Пришедший по почте вместе с кремами и тониками плед заставил Зинаиду расхохотаться. Еще бы, выглядевший так солидно на глянцевых картинках, он оказался сшитым всего лишь из… синтепона! То есть из обычного технического материала, который используют при изготовлении курток и другой верхней одежды как утеплитель или в покрывалах и одеялах для придания им скорее формы, чем комфортности. Сам по себе как готовое изделие, то есть без какого-либо чехла, синтепон не применяется, разве что для разового использования. И стоит он копейки - от 30 рублей за погонный метр необъятной ширины (от 1,5 метра).
Предприимчивая Зинаида все же использовала псевдоплед с этикеткой, указующей на его китайское происхождение и незавидный состав волокон (100 процентов синтетики в белой части и 50 процентов хлопка в бордовой окантовке), как утеплитель для своей демисезонной болоньевой куртки. Куда девать аккуратно отпоротую ситцевую окантовку, пока не решила.
Горы сумок и косметичек
В конце 2007 года - начале 2008-го в каталогах дистанционных продаж стали очень популярны всевозможные сумки и косметички.
Что касается косметичек, то они обходятся при массовом производстве очень дешево, а потому в принципе относительно хорошего качества. А вот сумки, приходящие как подарки-бонусы по почте вместе с одеждой или косметикой, оставляют желать лучшего.
Как показывает практика, можно доверять качеству тех, что выполнены из тканей. Правда, даже такой вроде бы недорогой каталог, как "Мир книги" с огромным опытом работы дистанционных продаж, способен прислать нечто бесформенное, грязное из сизаля (из натурального растительного материала, похожего на траву или мочало). К тому же зачастую с кривыми швами и торчащими повсюду нитками.
С кожаными сумками проблем тоже хватает. Так, сумочка из "натуральной замши", с которой ведущая "Потребительского ликбеза" вот уже всю зиму и начало весны ходит на работу, оказалась насквозь искусственной, без единого фрагмента натуральных материалов - все стопроцентный полиэстер, включая подкладку из ацетатного шелка.
Никто, впрочем, не ожидал ни баснословно дорогих аксессуаров от Луи Виттона, ни их более-менее качественной имитации. Однако за заказ косметики более чем на 1000 рублей, которую в российских аналогах элементарно можно приобрести максимум за 200 - 300 рублей, сумочка могла бы быть хотя бы с клочком из замши. А на деле дней через десять пришлось поменять ее ремешок, так как "родной" даже при щадящей эксплуатации измочалился о перчатки из натуральной кожи просто до неприличия.
Любимые преувеличения
Чаще всего каталоги косметики атакуют потребителя заманчивыми предложениями получить подарок, цена которого равна чуть ли не стоимости будущего заказа.
На деле "волшебные" подарочные кремы или духи по ценам с двумя - тремя нулями оказываются "пустышками". Так, в кремах на первых местах среди ингредиентов - пресловутый Paraffinum Liquidum, то бишь вазелин, который для производителя никак не может стоить даже десятой части назначенной продавцом цены. И который вовсе не полезен для кожи, о чем "Потребительский ликбез" уже не раз писал. А подарочные "супер-пупер" духи выветриваются на раз.
Сомнительно, чтобы всем этим пользовались издатели каталогов. Ведь с помощью подарков они лишь увеличивают количество дистанционных продаж, чтобы приобрести лично для себя нечто стоящее и качественное.

Страницу подготовила Светлана ЗАГВОЗДИНА. Тел. 419-68-13.

Следите за нашими новостями в удобном формате