На недавно отмечавшееся 8 Марта близкие дарили подарки, дальние приносили цветы, звонили и присылали SMS и почтовые открытки. Одна из таких открыток, присланная в подарок моим давним другом, меня особенно заинтересовала. Отличалась она от обычных тем, что никаких полиграфических изысков не содержала. На одной ее стороне были изображены некое подобие иероглифа и знак, которым в математике обозначают бесконечность. И написано одно лишь слово - "Долголетие".
А вот оборотная сторона представляет немалый интерес для тех, кто до сих пор еще верит в чудеса…
Цитирую дословно: "Энергоинформационная открытка "Долголетие". Сохраняет молодость, красоту (а если ее отродясь не было? - Т.Ч.) и здоровье. Дарит радость жизни, оптимизм. Насыщает энергией солнца, повышает внутреннюю энергию, делает ум ясным.Инструкция по применению: носите с собой или поставьте на видное место и не удивляйтесь, когда в вашей жизни начнут происходить чудеса! Проверено вековым опытом многих народов мира. Срок действия не ограничен".
Во как! Оказывается, народы мира веками носили при себе эти открытки, чтобы сохранить молодость и красоту. Тем не менее, увы, вымерли, оставив, правда, нам в наследство чудодейственное средство для "ясности ума".
В конце концов выхожу на след первоисточника. Рекламный каталог фирмы Edelstar, имеющей в Нижнем свой филиал, кроме крема - активатора стволовых клеток и экологически чистых товаров для дома предлагает покупателям "магические открытки" нескольких видов: "Здоровье", "Удача", "Защита", "Долголетие"… Цена по каталогу любой из них всего 39 рублей. То есть заплати четыре червонца за открытку "Любовь", носи ее в нагрудном кармане, ближе к сердцу, - и проблем с личной жизнью у тебя не будет ни при каких обстоятельствах.
Открытку "Деньги" рекламирует знаменитый магистр ТВ-игры "Что? Где? Когда?" Александр Друзь, представленный здесь как "мудрейший гражданин мира, гордость России", а также скромненько - "консультант Edelstar. От имени "Клуба умных покупателей" он рекламирует акцию фирмы: "Купи любые товары из каталога на сумму 450 рублей и получи в подарок волшебные монеты и энергоинформационную открытку "Деньги", которые принесут вам и вашим близким достаток и благополучие (и далее шрифтом помельче), сделают вас открытым для плодотворных контактов, нейтрализуют негативную энергию! Носите их всегда в кошельке или бумажнике…"
Если вы опасаетесь, что открытка со временем изотрется и потеряет чудодейственную силу, можете приобрести тот же знак, выполненный из металла в виде кулона. Правда, тогда здоровье или любовь вам обойдутся в 799 рублей.
Не первый раз замечаю - дурят, ой, дурят нашего брата! Но, с другой стороны, когда вас разводит не какой-нибудь мошенник средней руки, а "мудрейший гражданин мира", согласитесь, это почти приятно… Мало того что, покупая магическую открытку, вы с гордостью можете осознавать свою причастность к клану умных покупателей. Вы еще можете отныне рассчитывать на счастливую любовь, удачу и крепкое здоровье. Лично я, получив "Долголетие" в подарок, рассчитываю прожить лет до ста.
Татьяна ЧИНЯКОВА.
Комментарий
Борис ЗЕЛЕКСОН, врач-психотерапевт оздоровительного центра ННГЛУ им. Н.А.Добролюбова:
- Очень странно для меня выглядит тот факт, что под этой откровенной галиматьей подписался весьма уважаемый мною Александр Друзь. На его месте я бы и близко не подходил к подобного рода фирмам. Но… оставим это на его совести. Что касается "энергетических" открыток, каждый здравомыслящий человек, я думаю, понимает, что ничего научного здесь и рядом не стояло. Обыкновенный менеджерский прием, чтобы "развести" людей на деньги. Я, правда, не очень люблю это выражение, но оно вполне элегантно заменяет слово "мошенничество"…
Может ли воздействовать такое обещание чуда на людей? Да, если человек восприимчив ко всякого рода заманчивой информации и у него хоть однажды случилось приятное событие, он обязательно привяжет его к действию такой открытки. Механизм психологического воздействия стар как мир. Но само по себе распространение "волшебных" открыток и предметов как способ зарабатывания денег, на мой взгляд, дурно пахнет.
Михаил КАРПЕНКО, психолог:
- Во времена изменений и всякого рода "перестроек" народ теряет устойчивость и адекватность жизнечувствования. Повышенная тревожность как следствие нестабильности положения выливается в социальный заказ на всякие "чудеса". А дальше - по Марксу: спрос рождает предложение.