Правильные пропорции, интересное цветовое решение и умение красиво нести вещь - все это необходимо для того, чтобы быть одетым модно и стильно. В этом убеждена модельер, член союза дизайнеров России Александра Новикова. У Александры Федоровны я пыталась разузнать, что модно носить сегодня. Но вместо этого у нас получился разговор о жизни, о времени и о нас.
Крутая смесь
Двадцать лет назад все было просто: дизайнеры диктовали, что носить в контексте последних тенденций. Определенная длина, ширина плеч - если эти критерии не соблюдены, значит, ты устарел. Теперь больше возможностей. Увеличилось количество стилей за счет их смешения. Разве раньше можно было встретить спортивную одежду из парчовых тканей? Решили бы, что с ума сошли художники. Сегодня такой крутой микс, как соединение нарядной и спортивной одежды, это нормально. Каждый покупатель в наше время может найти то, что ему по душе, а каждый производитель работает в своей нише. Но с другой стороны, конкретные советы также, на мой взгляд, потеряли смысл. Стоит лишь говорить об общих тенденциях в моде.
Блестеть будем в меру
Сегодня гламурную одежду продают в подземных переходах. Зайдешь в любой магазин и видишь, как вещи переливаются, сверкают, расшитые всевозможными бабочками, цветочками, листиками, пластмассовыми бриллиантами. Дошло до абсурда, до тошноты. А это закон моды, когда что-то появляется в большой массе, это значит, что данной модной тенденции пришел конец. Даже женщины, одевающиеся в хороших бутиках, в последнее время стали похожи на новогодние елки. В моде, как в еде - после сладкого хочется соленого, и постепенно гламур уходит, а вместе с ним излишняя "блестючесть". На смену приходят изысканность и сдержанность. Линии силуэта становятся более строгими и четкими.
Главное - удобство
Еще можно отметить усиливающуюся тенденцию, такую как удобство и функциональность одежды. Джинсы, брюки никогда не уйдут из моды. То, что мы с вами надели и в чем нам удобно ходить, от этого уже никто никогда не откажется. Можно любить высокие каблуки. Но по разбитым тротуарам просто смешно ходить на шпильках и ломать себе ноги! Поэтому и появились "золотые" кеды и кроссовки со стразами. В такой обуви удобно, и в то же время она выглядит стильно.
Перепевы прошлых лет
Как всегда художники обращаются к моде прошлых лет, исходя из того, что кому ближе. Разные художники предлагают разные силуэты. Можно встретить на показах в Милане и Париже строгие формы костюмов, а кто-то тяготеет к женственности и придерживается романтического стиля.
Соединение романтики и строгой классики - это отголоски 50 - 60-х. Все чаще встречается укороченный рукав. Например, японцы предлагают моду в стиле шестидесятых, но это не кургузые узковатые одежки, а более удобные, со сложным кроем.
Мода развивается по спирали - большие, объемные вещи приходят на смену маленьким, облегающим. Длина тоже варьируется. Цвета становятся более сдержанными - кто-то предлагает вернуться к черному, у кого-то преобладает в коллекциях коричневый, серый. Однако тяготение к сдержанности цветовой гаммы не отменяет яркие цвета.
Об актуальности шорт
Все наши модельеры работают в разном ключе. Взять мэтра российской моды Вячеслава Зайцева. Кто-то скажет, что его работы не вписываются в модный "мейнстрим", однако у него свой активный, легко узнаваемый стиль. Зайцев может себе позволить подходить индивидуально, а не шить модели на тысячи людей. Он как художник создает произведение искусства. У него безукоризненная форма, удивительно красивая, изысканно подобранная цветовая гамма.
У каждого модельера свой стиль. Кто-то категорически не любит шорты, и у него в коллекции вы их никогда не встретите. С другой стороны, никто из современных художников не будет делать только то, что нравится. Мода - это не сплошное творчество, это и коммерция - одежда должна продаваться. Дизайнеры работают на спрос и предложат в том числе и шорты.
Одежду нужно уметь нести
Если взять за образец архитектуру, то кто-то видит гармонию в красивой клумбе, колонне, но гармония есть и в эффектно разбросанных камнях.
Меняются нравы, меняется мода - то, что было неприлично, становится нормально. То, что художники с подиума предлагали нам как некий эпатаж, скажем белье поверх блузки, сегодня вполне приемлемо. Все зависит от вашего внутреннего состояния, от ситуации, в какой вы находитесь, от умения нести вещь. Один и тот же наряд может смотреться вульгарно или очень красиво. Короткие юбки, брюки сегодня носят все: и бабушки семидесяти лет и девочки-подростки.
Часто люди одеваются безвкусно. Причина в завышенной самооценке и недостатке культуры. Культура одеваться и вкус должны прививаться с младых ногтей. А если у вас нет ощущения цвета и вам сложно сочетать вещи, посмотрите на цветовую гармонию, которая царит в природе, или можно взять за основу живописное полотно известного художника, которого Бог наградил ощущением цвета.
Еще нужно относиться к себе очень критично. Молоденькие девочки абсолютно не чувствуют своей индивидуальности - лишь бы быть как все. Ей 14 лет, а уже живот висит. Почему эта девочка так одевается? Наверное, мама у нее ходит так же. Всеядность в одежде была всегда. Если не хватает вкуса, можно пойти к профессионалам, которые помогут правильно подобрать гардероб.
Почему костюмчик не садится
Сегодня практически вся одежда - это подделка лучшего или худшего качества. Нелегалы сидят где-нибудь в Подмосковье и шьют, сдирая у других фасоны вещей, продающихся в модных бутиках. Получается недорогая одежда с этикетками известных фирм. Авторские права не защищаются. Та же ситуация с обувью. Повторить фасон можно. Но вещь не сидит, так как нарушена технология, используются другие материалы.
Если вспомнить легкую промышленность советского времени, то тогда все проходило через худсоветы, и, хотя многое запрещалось по идеологическим причинам, все равно пошив был грамотным. Тогда работали центры научной моды, были курсы повышения квалификации для работников ателье. Сейчас все варятся в собственном соку.
О шансе пробиться
У нас невероятное количество талантливой молодежи. Однако даже на престижных конкурсах можно не увидеть того, что модно. А то, что модно, может остаться не замеченным неискушенным зрителем, показаться ему неинтересным. Сегодня актуальны более простые формы, которые достигаются сложным кроем. Не всем это удается.
Чтобы сегодня пробиться в мире моды, нужны талант, мозги, деньги. Важно вовремя оказаться в нужном месте, чтобы вас заметили. Вспомним великих - Коко Шанель. Эта хрупкая женщина имела пробивной характер, могла снести любого на своем пути. В нее деньги вкладывали богатые люди, как и в Кристиана Диора и Ив Сен-Лорана также вкладывали деньги любовники. Их сексуальная ориентация также сыграла свою роль. Деньги вкладывали и в работу Валентина Юдашкина. А сколько людей талантливых, о которых мы ничего не знаем, не сумели пробиться?
Но с другой стороны, вспомните Джона Гальяно, Жан-Поля Готье, Вивьен Вествуд. Какой безудержный поток фантазии, идей! Казалось бы, Вествуд - бабушка, но какая крутая авангардистка. Все они, еще будучи молодыми, заметно выделялись. Они были удивительно работоспособны, очень талантливы, учились в хорошей школе дизайна, в которую не каждый попадет. Эта школа Святого Мартина в Англии.
Если в советские времена сын простой работницы из Иванова Слава Зайцев смог поступить в институт и заблистать, то прошел ли бы он в наше время в вуз - еще вопрос. Попробуйте сейчас открыть бутик или маленькую мастерскую - замучают проверками. Пробиться сегодня и выживать тем, кто шьет, очень нелегко.
Тенденции
С африканским приветом
Пастельные тона прослеживаются практически во всех коллекциях мировых дизайнеров. Актуальны дымчато-розовый, серовато-коричневый, золотисто-бежевый, бледно-сиреневый. Не ушел из моды "блеск", но стал светлее. Золото стало с лунным отливом, а серебро со старинным отблеском. Черный и белый представлены в сочетании. Очень популярны цветочные и африканские мотивы, этнические рисунки.
Кстати
Стиль диктует ткань
Зная тенденции и направления в области развития новых материалов, можно прогнозировать модные тенденции. Этим летом актуальны натуральные ткани, например лен. Дизайнеры адаптируют одежду к современности, используя новые ткани, технологии обработки. Модная вещь должна быть сшита из новых материалов, значит, нужно соответствующее дорогое хорошее оборудование. Тон задают ткани, материалы. На что мы как потребители в первую очередь обращаем внимание? Правильно, на материал, на расцветку ткани, фактуру. Только потом мы смотрим на дизайн одежды, примеряем - сидит костюмчик или нет.
Справка "НН"
Гламур (англ. glamour - чары, очарование) - оценочное понятие (оценка при этом может быть как положительной, так и отрицательной в зависимости от взглядов говорящего), означающее близость к общепринятым стандартам роскоши, шикарного, блестящего. К гламурным обычно относят стандарты одежды и жизни, рекламируемые в глянцевых журналах. Во Франции в старину гламуром называли специальную вуалетку, скрывающую прыщи и недостатки кожи лица.