Впрочем, в нижнем течении главной водной магистрали России грузовые суда отправились в первый рейс еще 4 апреля. 9 апреля были открыты ворота Балаковского шлюза. В минувший вторник торжественная церемония открытия навигации состоялась на верхнем узле Городецкого района гидротехнических сооружений.
Экипажу толкача "ОТ-2054" честь открытия рабочего сезона выпадает не впервые. Во-первых, потому, что уникальная 250-тонная ледорезноледоочистительная приставка "приписана" к этому "борту". А вовторых?
- Наверное, наш экипаж не самый худший на Волге, - улыбается капитан Александр Бирюков. - Опыт проводки караванов в ледовой обстановке у нас есть. Вот доведем "Волго-Доны" под загрузку на "Северстали" и будем лед рубить на Рыбинском водохранилище.
А когда "ледоруб"-толкач возьмется за привычное дело проводить баржи с грузами, сказать трудно: толщина льда в районе Рыбинска - 65 сантиметров.
- Справимся, - уверен штурман Виталий Мамедов, обстоятельно расписывая "козыри" - дружной команды толкача.
Ледорезная приставка, конструкция которой была разработана специалистами Нижегородской академии водного транспорта, устроена таким образом, что семью своими ножами и бортовыми отводами она не только разрезает лед, но и заводит его пласты друг под друга. Ее ширина в 19 метров обеспечивает "чистую воду" всему каравану из пяти "Волго- Донов".
Причт во главе с благочинным Нижегородской епархии протоиереем отцом Николаем Савушевым отслужил молебен на начало доброго дела. А навигация в этом году не обещает быть легкой. Проблемы с судоходством на нижней Волге, на Городецком участке, на Волго-Балте сказываются уже сегодня. Низкий уровень воды вынуждает речников снижать нагрузку на суда. Себестоимость увеличивается, рентабельность падает. Но даже это обстоятельство не может испортить праздничного настроения.
- Наши пять "Волго-Донов" - 125, 127, 137, 141 и 147 - грузятся металлом в Череповце, а там - кто куда. Мы - в Питер, другие - в Ростов-на-Дону. Работа пошла, - оптимизма первому штурману-механику теплохода "Волго-Дон-125" Николаю Чекушкину не занимать, - знаки расставлены. Думаю, что мы-то найдем себе свои семь футов.
А работы также хватит всем. Экипажи волжских судов ждут грузы серы в Астрахани, стройматериалы и минеральные удобрения - в Тольятти, соли
- в Ахтубинске, песчано-гравийной смеси на Каме.
- Экипаж "ОТ-2054" к открытию навигации готов, - разносится над просторами городецкой акватории голос капитана Александра Бирюкова.
- Флаг навигации поднять, - командует управляющий судоходной компанией "Волжское пароходство" Александр Шишкин.
Красный вымпел взвивается вверх по мачте. Опускается вниз верхняя кромка ворот камеры 14-го шлюза. Толкач, наполнив воздух басовитым голосом гудка, медленно и торжественно проходит створ. Впереди - еще покрытое льдом серое зеркало Горьковского моря. Бережно прижимая к груди традиционные торты с надписями "Навигация - 2006" и большие банки с чаем (традиция!), разъезжаются по своим "посудинам" экипажи стоящих пока на рейде сухогрузов. Через несколько часов они будут уже далеко от городецких берегов. Уже в среду по их следу двинется следующий караван. Зимняя тишина на волжских просторах сменяется музыкой работающих двигателей и перекличкой радиоэфира.
- Нормально прошел, - провожает "пионеров" в путь голос вахтенного шлюзового механика. - Добра!
- Спасибо. До встречи, - откликается по рации первый штурман "ОТ-
2054" Алексей Глазов.
Не за горами и открытие навигации пассажирских судов. Уже покинули родные затоны "Александр Радищев" и "Константин Симонов". Первый взял курс на Волгоград, второй - на Ростов.
Николай КОЖИН.