Известный футболист тепло отзывается о времени, проведенном в Нижнем Новгороде.За шесть лет, проведенных в нижегородском "Локомотиве", он настолько стал своим для местных болельщиков, что трудно было даже представить, что в какой-то момент полузащитник Владимир КАЗАКОВ сможет покинуть команду. Однако после неудачного сезона-97 расставание произошло: "Локомотив" отправился в первую лигу, а его капитан остался в высшей лиге, поменяв клуб. С тех пор в футбольной жизни Казакова произошло много событий. Перевалив за 30-летний рубеж, Владимир не раз собирался повесить бутсы на гвоздь, но пока так и не решился на этот непростой шаг. Нынешнее межсезонье, сопряженное с необходимостью восстанавливаться после декабрьской операции на колене, для 37-летнего футболиста снова стало периодом раздумий о своих футбольных перспективах. И судьба опять свела его с Нижним: Казаков был приглашен руководством ФК "Нижний Новгород". Ну а пока футболист еще только определяется, будет ли играть в новой команде, мы с ним вспоминаем его первый нижегородский этап.
Уроки Овчинникова
- Владимир, расскажите, как вы оказались в Нижнем Новгороде и почему решили остаться в "Локомотиве".
- В "Локомотив" меня пригласил небезызвестный тренер Валерий Викторович Овчинников. Тогда в Нижнем Новгороде была хорошая команда, к тому же, когда появился чемпионат России, она оказалась в высшей лиге. Естественно, что я, молодой футболист, с удовольствием принял приглашение.
- Валерий Викторович - человек неоднозначный. Тем не менее в его команде вы играли очень долго. Как вам это удалось?
- Это сейчас вспоминают Овчинникова как какого-то монстра. Поверьте, в то время многие тренеры были ничуть не лучше. Четверик, Найденов, Антихович - целая плеяда тренеров, которые работали с командами высшей лиги. Об Овчинникове придумано немало разных небылиц. Да, нагрузки в "Локомотиве" были большие, но физподготовка у всех команд шла серьезная. А что касается отношений, то ко мне Овчинников всегда очень хорошо относился. И не только ко мне, а ко всем, кто играл в основном составе. Запасным игрокам он мог порой задерживать зарплату или еще что-то, но не "основе". Валерий Викторович прекрасный психолог. Он знал, на кого можно кричать, с кем нужно вести себя спокойно. Поэтому лично для меня это были хорошие годы.
- Несколько сезонов вы были капитаном "Локомотива". В то время капитана выбирали игроки или назначал главный тренер?
- Сначала капитаном команды был Геннадий Масляев. Он и по натуре, и по духу настоящий лидер. Потом капитана назначал Овчинников, но, мне кажется, это не столь важно, потому что команда с его решением согласилась, и особых проблем не возникало.
- Вам как капитану приходилось следить за соблюдением игроками спортивного режима?
- Понятное дело. Я, конечно, не ходил за каждым, но при необходимости мог любому сказать, что надо быть посерьезнее, и на меня никто не обижался. Все-таки тренер - это одно, но есть какая-то грань, и капитан по-свойски может разобраться даже лучше, чем руководство. Так сказать, без выноса сора из избы.
- Насколько практика, полученная в "Локомотиве", помогла вам в дальнейшем, когда пришлось играть в других командах?
- Знаете, в других командах я тоже был капитаном. (Смеется.) В "Уралане", в "Шиннике", в "Луче-Энергии"... Конечно, становление как футболиста высшей лиги прошло именно в "Локомотиве", и на этой базе двигаюсь до сих пор.
За двумя зайцами
- Вы покинули "Локомотив", когда команда вылетела из высшей лиги. Был ли вариант, чтобы остаться, или это не рассматривалось?
- Во-первых, мне хотелось играть в высшей лиге и поступили неплохие предложения. А во-вторых, ситуация повернулась так, что в Нижнем несколько пошатнулась стабильность футбольного клуба. У Горьковской железной дороги, если можно так сказать, начались какие-то проблемы с футболом. Нижний Новгород бредил Кубком УЕФА, это же была цель тех лет! Но, я уверен, мы бы не вылетели, если бы не Кубок Интертото. В этом еврокубке в том сезоне проводился сначала групповой турнир, а потом стыковые матчи. И два месяца подряд "Локомотиву" пришлось играть по семь-восемь матчей. Элементарно не хватило сил. Борьба на два фронта нас сильно подкосила. В итоге за двумя зайцами погнались, но ни одного не поймали. Когда тренерский состав понял, что мы не вытянем, стали отправлять на игры Интертото дубль. Но было уже поздно спасти даже чемпионат страны.
- Зато в Израиль съездили!
- Мы туда и без Интертото съездили бы. А о той поездке и вспоминать не хочется. Жара страшная, нам улетать домой - задержка рейса, проторчали в аэропорту весь день. В Москву прилетели только ночью. Клубным автобусом команду привезли в шесть утра на базу в Нижний, а в 17.00 нам нужно выходить играть с "Балтикой". После утомительной дороги поспали как могли, вышли на поле, не понимая, где находимся. И получили - 1:4. Оборонялись всей кучей, только чтобы больше "Локомотиву" не забили. У нас ко всему прочему еще в первом тайме удалили защитника Зубкова, и даже нападающий Женька Дурнев доигрывал матч на позиции... переднего защитника.
- Многим казалось, что в бытовом плане вы должны осесть в Нижнем. А вы как-то очень легко уехали. Изначально рассматривали этот город только как место работы?
- Я родом из Мурома, а это всего 150 километров отсюда. Не знаю, как-то так сложилось, что семья тянулась больше домой. Сначала, когда играл за "Локомотив", дети были маленькие, и жене в чужом городе трудновато одной с ними было. А в Муроме родители, и город поменьше, с малышками погулять и то проще, чем здесь. К тому же я по натуре такой человек, что не могу расслабиться в чужом жилище, и не особенно стремился снимать квартиру. Мне было проще после тренировки сесть за руль и поехать в Муром. Овчинников спросит, где Казаков, а ему всегда отвечали: "В автосервис уехал". Тот недоумевает: "Да что у него такое с машиной?" Помню, он нашему клубному водителю говорил: "Дема, возьми машину Казакова и отремонтируй ее так, чтобы он больше в автосервис не ездил". (Смеется.)
- Похоже, вы не изменили своей "домашней" привычке, не только играя в Нижнем?
- После Нижнего я уехал в Ярославль, это тоже не очень далеко. Там играли и другие владимирские ребята - Дмитрий Вязьмикин, Максим Путилин. Семью с собой опять же не брал. А через год оказался в Москве. Нас четверых из "Шинника" в "Торпедо" пригласили - Корнюхина, меня, Леонченко и Махмутова. Там мы боролись за медали, и успешно.
Мечтает о сыне
- Если полистать спортивные газеты за последние пять лет, то непременно наткнешься на заметочку, что Казаков собирается закончить свою карьеру.
- Да, есть такое. Перед каждым отпуском думаешь: то тут болит, то там болит, пора заканчивать. Но посидишь дома, и ничего, снова хочется играть. Такой жизнью я живу уже 20-й год и по большому счету к этому привык. Не знаю даже, что делать, если нет тренировок, сборов, игр. Наверное, надо сразу детей в группу набирать, чтобы хоть они как-то отвлекли от этих мыслей. Но у меня был печальный опыт, когда я подумал, что уже закончил. Пришел в спортзал, вижу: к местному тренеру ходят человек восемь, начал их тренировать, а через неделю ко мне уже по сорок человек стало собираться. Потом пришлось уехать. Вернулся после сборов, а в той группе снова только несколько мальчишек осталось... И поэтому я решил, что к тренерской работе надо приступать только тогда, когда точно пойму, что закончил. А то как-то нехорошо получается.
- Курс на тренерскую карьеру есть?
- Думаю, да. Все-таки я много лет болен этой "заразой" под названием футбол, и без нее мне в жизни будет очень сложно.
- Наверное, при такой болезни вам не хватает сына - продолжателя футбольной традиции?
- Сына не хватает, это верно. Не знаю, возможно, еще раз попробуем, а может, и нет. Все-таки практика показывает, что возможна "осечка". Вон, к примеру, Володя Леонченко и Мухсин Мухамадиев, имея двух дочерей, "за сыном пошли", а получили еще по одной дочке. (Улыбается.)
- А ваши дочери к спорту как относятся?
- Они у меня очень спортивные девочки. Старшей - 14 лет, младшей - 12. Сначала ходили в художественную гимнастику, потом мы их в бассейн плавать отдали (они даже чемпионками области были), сейчас занимаются большим теннисом. Очень любят спорт, видимо, я их тоже заразил. И если, скажем, им придется выбирать между мультиком и биатлоном, будут смотреть биатлон, это однозначно. (Улыбается.) Они меня поддерживают.
- Супруга к этому как относится? Ей-то, наверное, лучше было бы, если дочери домашним хозяйством занимались, а не спортом?
- Супруга уже смирилась. Недавно они все вместе уехали на горных лыжах кататься. Это тоже стало традицией - раз в год выбраться в горы: девчонки неплохо владеют сноубордом и лыжами.
- Если вы все-таки окажетесь в команде "Нижний Новгород", то семья сюда будет приезжать?
- Думаю, будет. У меня же в Нижнем Новгороде квартира осталась. Просто руки не доходили заняться ее ремонтом. Видимо, ждала своего часа, когда я соберусь. Может быть, и дождалась. В любом случае, нашей семье в Нижнем есть где остановиться.
Взяла интервью Нина ШУМИЛОВА.
Крупный план
Владимир КАЗАКОВ. Родился 26 ноября 1970 года в Муроме. Выступал за команды "Динамо" (Вологда), "Заря" (Калуга), "Локомотив" (Нижний Новгород), "Шинник" (Ярославль), "Торпедо" (Москва), "Уралан" (Элиста), "Торпедо-Металлург" (Москва), "Луч-Энергия" (Владивосток).
Бронзовый призер чемпионата России 2000 года.