6 ноября на сцену Кремлевского концертного зала выйдет самый знаменитый неулыбчивый отечественный сатирик, утверждающий, что «в жизни всегда есть место подвигу, хочешь ты того или нет», - корифей разговорного жанра Семен Альтов.
В эксклюзивном интервью маэстро признался корреспонденту «НН», что выйти на сцену его побудила жажда наживы. И что специально «мрачное лицо» он не делает. И что память у него плохая…
Сатира ставит диагноз
- Семен Теодорович, нередко выдающиеся актеры, певцы в интервью признаются: «О сцене я мечтал с самого детства». Можете ли вы сделать аналогичное признание? И что это вообще за профессия такая, сатирик?
- Не мечтал. С детства, после подаренного набора «Юный химик», захотел стать химиком. И стал им. Закончил техникум химический, институт технологический, поработал в НИИ химическом. В сумме ушло 13 лет на то, чтобы понять: я получил профессию, которая мне не нужна. Писать начал в двадцать шесть лет, и оказалось, что это интересно еще кому-то, кроме меня.
«Сатирик» - про меня такое сказать можно вряд ли. Я по характеру человек флегматичный и сочувствующий нашим гражданам.
- Как, по-вашему, нуждается ли сегодняшнее общество в острой, социально хлесткой сатире?
- Когда-то Аркадий Райкин играл мой спектакль «Мир дому твоему». Великий актер талантливо бичевал хапуг, бюрократов, подхалимов… которые сидели в зале и хохотали вместе со всеми.
Сатира ставит диагноз, она не лечит.
Сегодня газеты и телевидение живут в одном мире, а население - в другом. Но в Интернете можно найти любую информацию о том, что было. И даже о том, чего не было. Тем более что отличить одно от другого уже практически невозможно.
- В чем, по-вашему, кроется механика юмора, отчего люди смеются (не, простите за выражение, ржут, а именно смеются)? Сумели ли вы отыскать этот секрет, можете ли сознательно повышать «градус веселья» или это происходит по большей части интуитивно?
- Если не подходить к юмору как к конструктору, сбивая в анекдот отдельные фразы, а остроумно формулировать свои мысли и наблюдения, то можно рассчитывать на успех у взыскательной публики. Мой юмор называют осмысленным. Умный юмор вызывает умный смех, исключает лошадиное ржание.
Я более сорока лет в этом жанре. Многие вещи ушли в народ. Туда им и дорога!
Современные одноразовые шутки смешнее, но в памяти не задерживаются.
Жажда наживы вывела на сцену
- Вы достаточно долгое время оставались лишь автором. Что побудило вас выйти на сцену?
- Жажда наживы. Тем более, как оказалось, моя бубнящая подача текста в сочетании с лицом и голосом создают дополнительный комический эффект.
- В одном из интервью вы сказали так: «Холдинги, шутя, зарабатывают нешуточные деньги. Писателям-одиночкам конкурировать трудно». И все же - конкуренцию выдерживаете?
- Пока да. Хотя силы неравные…
- Ваша уникальная артистическая манера может напомнить о Бастере Китоне, носившем титул «комик без тени улыбки». Вы сознательно сохраняете невозмутимый вид на сцене, в то время как зал умирает от смеха?
- Никогда и ничего на сцене не делаю специально... Своеобразный низкий тембр голоса, как теперь говорят, моя фишка. По лицу узнают не всегда. По голосу - чаще.
- Озадачивает ли вас внезапный вопрос: «Расскажи анекдот?». Есть ли у вас любимая шутка? Разыгрывают ли вас, например, на первое апреля?
- Конечно, в компании от меня ждут искрометного юмора. Я встречал людей, которые потрясающе ведут стол, украсят любую компанию. Они помнят кучу анекдотов и всегда к месту их расскажут. У меня память плохая. Но и со мной бывает нескучно. Просто для этого надо, чтобы чувство юмора было не только у говорящего, но и у слушающих.
- Как, по-вашему, чего в жизни больше – смешного или печального? И правда ли, что смех продлевает жизнь?
- Есть известная фраза: «Мир уцелел, потому что смеялся». Судя по тому, что творится в мире, сегодня надо смеяться как никогда!
Задавала вопросы Мария ФЕДОТОВА.