Каждый год вместе с ребятами Наталья МЕЛЬНИКОВА перечитывает "Войну и мир" и другие произведения школьной программы и умудряется находить там что-то новое. На ее уроки ребята ходят с удовольствием, потому что они больше похожи на задушевный разговор о жизни, о любви. В лицее № 87 она самый молодой преподаватель, хотя работает здесь уже 19 лет, со дня основания этого учебного заведения.
- В этом году впервые в нашей области одиннадцатиклассники сдают единый госэкзамен. У многих учителей, учеников и родителей просто паника. Что вы думаете об этом нововведении?
- К единому госэкзамену отношение двоякое. С одной стороны, ЕГЭ - это тест, алгоритм, по которому строятся вопросы. Заранее известно, что будут задания, связанные с фонетикой, словообразованием, нужно будет найти речевые ошибки в тексте и т. д. Но, с другой стороны, это ограничивает рамки орфографических и пунктуационных знаний. В этом ЕГЭ проигрывает традиционному сочинению.
- С переходом на единый экзамен необходимость писать его отпадает…
- Понимаете, с экзаменом в форме сочинения тоже не все гладко. Да, это хорошая форма проверки знаний. Она дает возможность ребенку выражать мысли, отношение к произведению. Но в последнее время появляется все больше сборников готовых работ, которые на самом деле не помогают, а развращают ученика. В некоторых сборниках авторы пишут, что за эти сочинения уже поставлено столько-то пятерок. Получается, что на уроке я учу детей рассуждать, нестандартно мыслить, а это вовсе не нужно. Ведь можно купить готовую работу и "выучить" чужие мысли. Противостоять этому мне как учителю очень трудно. Ребенок в 10 - 11-х классах еще очень ведомый. Возможно, ЕГЭ - это переход к чему-то другому. Я считаю, что нецелесообразно долго стоять на месте и держаться за какую-то форму проведения экзамена лишь потому, что все так привыкли. В прошлом году мы также боялись проводить единый госэкзамен в 9-м классе. Сколько было разговоров! Но ничего - дети справились, и оценки были высокие.
- Но наверняка пока сложно понять, как готовить детей к ЕГЭ?
- На каждом уроке мы тренируемся, выполняем тестовые задания. Меня лишь смущает, что в русском языке много быстро меняющегося. Например, раньше писали "ветрЯная" оспа, в последнем словаре появилось новое написание - "ветрЕная" оспа. В одних учебниках концовка глагола -ТЬ - это окончание, в других суффикс. Получается, ребенок должен знать обе трактовки. Хорошо бы не было таких скользких заданий.
- Госэкзамен детям придется сдавать в чужой школе. Вокруг будут незнакомые люди. Мне кажется, что такой стресс - это очень плохо для ребенка…
- Сегодня время другое, и гораздо сложнее пробиваться к успеху. Такой экзамен - хорошая репетиция перед предстоящим испытанием. Единственное, что плохо: от этого экзамена слишком многое зависит, а шанс его сдать дается лишь один раз.
- В этом году ребята обязательно сдают литературу устно. Но дети, как известно, делятся на "технарей" и "гуманитариев". Нужно ли литературу сдавать всем?
- Было бы здорово, если бы литературу устно ученики сдавали каждый год. Это бы мотивировало детей на чтение книг, на общение с учителем на уроке, на тренировку речи. Кстати, экзаменационные вопросы по литературе уже известны. Они хрестоматийные и потому не проблемные.
- Современные дети не любят книги и много времени проводят у компьютера.
- Это вполне объяснимо - изменилось время, приоритеты. Сейчас самое главное - получить информацию и удержать ее. А пейзаж, глаза героя, его мысли не несут практической информации, которой можно воспользоваться. Время диктует детям свое отношение к книге.
- Русская классика - это серьезное, отнюдь не развлекательное чтение. Но ваши ученики тем не менее ее читают. Как вам это удается?
- Читают по нескольким причинам. Во-первых, они стараются меня не обижать. Когда складываются определенные отношения между учителем и учеником, не оценка является решающей. Во-вторых, я не пугаю детей оценками. Прихожу в класс со словами: “У меня, ребята, главное - чтобы вы прочитали произведение и общались со мной на уроке, рассуждали о прочитанном. А все остальное - терминологию, композиционные линии, критические оценки героя - мы разберем и выучим вместе”.
Чтобы увлечь чтением, важно найти какую-то деталь, через которую соприкоснулись бы жизнь ученика и жизнь героя. Если ученик увидит в Болконском себя, свои мысли и переживания, то он сможет рассуждать, как бы сам поступил на месте Андрея. И никакой Интернет им не нужен. Хотя компьютер на уроках русского языка и литературы мы используем довольно часто.
- Интересно, каким образом?
- Дети сами снимают фильмы. Скажем, ученики представляют себя на месте Булгакова и фантазируют, как бы он ощущал себя в Нижнем Новгороде, где могли бы происходить события романа "Мастер и Маргарита". Это работа одновременно и с книгой, и с камерой, и с компьютером. Иногда я предлагаю сделать фотогалерею по какому-то произведению. Дети сами выбирают творческое задание, которое им нравится.
- Говорят, что грамотность детей сейчас катастрофически падает.
- Безграмотные люди были всегда и всегда будут. Кому-то дано чувствовать язык, а кто-то возьмет только заучиванием правил. А некоторые не в состоянии даже зазубрить эти самые правила. Можно такого человека натаскать на какой-то тест, но выше "тройки" он не получит. Я на уроках специально привожу примеры орфографических ошибок, которые встречаются в рекламе, объявлениях, документах. Прошу учеников представить себя, например, на месте директора банка. Скольких клиентов отпугнет ваша безграмотность! И это тоже стимулирует, потому как время настраивает на успешность. Мои ученики знают, что “дилер” пишется с одной "л", а “продюсер” с одной "с".
Учитель должен любить тех, кого он учит. В противном случае ему просто незачем приходить в школу. И он должен сделать все, чтобы любовь была взаимной. Иначе сколько бы я ни говорила, что Наташа Ростова - прекрасная героиня, мне не поверят.
Беседовала Александра МАХЛИНА.
Досье "НН"
Наталья Мельникова, учитель русского языка и литературы, победитель городского конкурса "Учитель года - 2008", областного конкурса "Учитель года - 1999". Преподает русский язык и литературу 19 лет.