«Любите ли вы театр?» - у каждого свой ответ. Но для сотен мальчишек и девчонок, которые приходят на спектакли театра «Вера», ответ только утвердительный. Чем же театр заслужил любовь, не проходящую с годами? Наверное, тем, что вызывает у детворы, попавшей в особый и прекрасный мир, широкую гамму чувств и мыслей. Создала этот мир заслуженный работник культуры России Вера Горшкова.
Сегодня, на пороге юбилея, который Вера Александровна отметит в конце октября, «Нижегородские новости» расспросили ее о самом главном в жизни.
- Вера Александровна, как вы пришли к лицедейству?
- Как и все дети, в детстве любила сказки. Наверное, поэтому на шесть лет родители подарили мне не какую-то игрушку, а кукольный театр с героями сказки «Серебряное копытце». Свои первые спектакли разыгрывала на лестничной площадке: она служила сценой, а мои ровесники, как в амфитеатре, сидели на ступеньках. Я передвигала картонные фигурки и говорила за всех персонажей. Потом в сундуке бабушки отыскала старые вещи и вместе с друзьями по двору поставили «Золушку». Родители с пониманием отнеслись к моему увлечению театром и отвели меня в детскую студию Дворца культуры имени Ленина. Там я сыграла свою первую роль - сказочницу в спектакле «Маленький Мук».
- Потом вы написали в Ленинград письмо мэтру отечественной режиссуры Георгию Александровичу Товстоногову с одной только просьбой: «Хочу служить в БДТ, кем угодно – уборщицей, вахтером, пожарным»...
- … И, представьте, Георгий Александрович мне ответил! Посоветовал получить сначала образование, а затем и создать свой театр (улыбается). Мне пригодились советы мастера, но произошло это не сразу. Высшее образование я получила, а вот свой театр… Сначала была студия в полуподвальном помещении Дворца культуры имени Ленина: мы там творили пятнадцать лет, а потом обрели свой дом на Мещере. Наш театр мы создавали вместе с детьми и для детей. Теперь он повзрослел. Раньше нам казалось, что театр тем хорош, что далек от будней, что он весь – сплошной праздник. Потом с годами поняли, что нужно учитывать интересы разных возрастных категорий зрителей: малышей, ребят постарше, подростков, взрослых.
- Станиславский утверждал, что нет другого общественного института, кроме театра, который мог бы деликатно влиять на духовное развитие юного человека.
- Константин Сергеевич точно определил роль и значение детского театра. Важно не упрощать спектакль, но при этом удержать зрителя, пойти навстречу его внутреннему миру. Учитывая особенности детской психологии и памяти подростков, помочь им строить жизнь так, чтобы они могли утолить жажду радости, не теряли веры в счастье и добро. Искать контакт с подростком нелегко, но необходимо.
- Вам это удается?
- Надеюсь, что да. На это нацелена вся репертуарная политика нашего театра. Для дошкольников у нас есть сказка, позволяющая воспитывать одновременно и «несерьезно», и очень эффективно. Сказка – это и художественная позиция, и педагогическая, один из тех языков, который хорошо понимают дети. Театр с ее помощью может многому научить детвору: сострадать чужой боли, защищать слабых, не брать чужого…
- Малыш становится старше, взрослеет. Что тогда?
- Он откроет для себя «Зимнюю сказку» Шекспира по одной из самых загадочных пьес английского драматурга или лирическую драму Валентина Ежова «Соловьиная ночь», пронзительную историю любви совсем юных еще людей, русского солдата и немецкой девушки, чьи жизни трагически изуродовала война.
- В современной жизни подростков есть тема, которую вы считаете самой важной?
- Многие темы важны: отцы и дети, любовь и предательство… Появилась новая тема – наркомания, и наш театр поставил пьесу Василия Сигарева «День знаний» («Семья вурдалака»).
- Вы оптимист по натуре и не теряете надежды вернуться в свой Дом сказки на Мещере...
- Не только я – весь наш коллектив надеется, что в конце концов завершится продолжающаяся пятый год реконструкция театра и весной будущего года мы вновь войдем в свой дом - с обновленным залом, большой сценой, современным осветительным и звуковым оборудованием.
Владимир ШЛЫКОВ. Фото предоставлено театром «Вера».