Правовая диктатура

Правовая диктатура

Нижегородские автошколы взвинчивают цены на заветные “корочки” .В нашу редакцию позвонила весьма озадаченная читательница: "Представляете, собралась учиться вождению автомобиля, чтобы сдать на права, и была просто шокирована: трехмесячное обучение практически во всех автошколах стоит не ниже 25 тысяч рублей! А очередь растянута аж до июля-августа…"
Спрос "злит" предложение
Мы были шокированы еще больше, ведь всего три месяца назад один из сотрудников "НН" учился за 17 тысяч рублей, включая затраты на бензин! А четыре года назад обучение в нижегородских автошколах стоило в пределах четырех тысяч рублей. На каких дрожжах растет цена на обучение вождению и остановится ли когда-нибудь?
- Да что вы, это же рынок! - махнул рукой директор одной из автошкол, куда мы обратились за ответами. - Спрос рождает предложение. Люди стали жить лучше, зарабатывать больше, кредиты стали доступнее - и многие граждане захотели сесть за руль. Только в прошлом году в области стало на 40 тысяч автомобилей больше. А чем выше спрос, тем "злее" цены. Желающие всегда найдутся, другое дело, что автошколы в нашей области тоже растут как грибы после дождя - это прибыльный бизнес. Вот когда новообразовавшиеся школы покроют потребность в обучении и не станет очередей, рост цен, возможно, притормозится.
У начальника нижегородской автошколы № 1 РОСТО Юрия Водолазова иное мнение:
- Вокруг автошкол намеренно создали ажиотаж: во-первых, подогрели слухи о том, что учить будем не три месяца, а все полгода, а значит, и брать станем в два раза больше. Во-вторых, некоторые маленькие автошколы, созданные лишь для того, чтобы обогатить их руководителей, искусственно поднимают цены. И население спешит получать права, пока это еще относительно недорого.
По словам Юрия Борисовича, в ближайшее время никаких перемен в образовательной программе автошкол не предвидится: для этого, по меньшей мере, нужно разработать нововведения и принять их на государственном уровне, а потом еще и перекроить все учреждения под новый стандарт.
Деньги, которые курсанты платят автошколам, уходят в основном на обслуживание автопарка, техническое оснащение классов, аренду помещений и автодрома, достойную зарплату сотрудникам, налоги и коммунальные платежи.
- Чтобы покрыть эти расходы, нам целесообразно установить плату за обучение не ниже 19 тысяч рублей - это оптимальный вариант, и выше мы пока не поднимаем, - объясняет Юрий Водолазов. - А в маленьких частных автошколах, где и парк меньше, и оснащение классов не самое передовое, и сотрудников раз-два и обчелся, - цены почему-то на 6 - 7 тысяч рублей выше. Я считаю, что это неоправданно.
Все станет жестче и конкретнее
Между тем каждый месяц в регионе появляются одна-две новые автошколы, и это в 2 - 3 раза быстрее, чем до осени прошлого года. Лицензию на такую деятельность способен получить далеко не каждый предприниматель: для этого нужно оборудовать машины, классы, закупить методические материалы, укомплектовать штат сотрудниками, заключить договор с автодромом.
Однако некоторые критерии отбора до сих пор сформулированы недостаточно четко: например, указывается, что машина должна иметь двойное управление: одно для курсанта, другое - для инструктора. А вот ее фактическое состояние и срок службы значения зачастую не имеют. Поэтому для недобросовестных предпринимателей еще есть лазейки.
Кстати, в начале 2008 года нижегородские политики подробно обсуждали проблему обучения в автошколах и приняли решение разработать региональные критерии лицензирования автошкол: они станут жестче и конкретнее. Однако пока не известно, каким образом удастся подогнать под одну мерку и самые лучшие автошколы областного центра, которые, безусловно, осилят новый уровень, и учреждения в районах области, большинство из которых и так еле-еле сводят концы с концами.
Александра ИВАНОВА.

Цифры
За первые два месяца 2008 года автошколы в Нижегородской области выпустили 8,5 тысячи водителей. Обучением вождению в Нижегородской области занимаются около 160 автошкол, в том числе при профильных техникумах, училищах и университетах.

На заметку
Как правило, все поборы с курсантов, взимаемые якобы для того, чтобы умаслить инспекторов ГИБДД, психологическое давление (фразы типа "ты не сдашь", "когда же ты научишься отличать право от лево" и т.д.) - инструмент в руках недобросовестных инструкторов. Вы вправе не платить за то, что не прописано в договоре, но предлагается на словах, так же как и вправе потребовать заменить инструктора.

Мнения
Юрий ВОДОЛАЗОВ, начальник НОУ "Нижегородская автошкола № 1 РОСТО":
- За три месяца курсанта можно научить управлять машиной, но все равно многие новички после обучения ездят весьма неуверенно. Очень большое количество ДТП происходит именно по вине неопытных водителей. Инициатива по увеличению срока обучения в автошколах, конечно, во многом положительная. Однако речь здесь нужно вести не только о количестве, но и о качестве - человек, заплативший за обучение, имеет право требовать предоставления качественной услуги. Лично для меня выпустить хорошо подготовленного водителя - дело чести.
Игорь МИХАЙЛУШКИН, начальник отдела пропаганды БДД УГИБДД по Нижегородской области:
- К существующей программе обучения вождению действительно много претензий: новоиспеченные водители ездят очень неуверенно, не умеют водить в сложных погодных условиях и в темное время суток. Но я хочу обратить ваше внимание на то, что ни в одной, даже самой плохой автошколе не учат пить за рулем, давить людей, ездить "шашечками", игнорировать светофоры. Безответственность и низкая культура вождения - вот главная проблема.

Не промахнитесь!
Думал - в базе, оказалось - под колпаком
Учеба учебой, а взяточничество и жульничество в России пока никто не отменял. Достаточно зайти в Интернет, чтобы понять, что водительские права сейчас продаются едва ли не на каждом углу.
Набираем "купить права" в строке поиска в "Яндексе" - и система выдает не менее 22 тысяч сайтов, на которых так или иначе идет речь о данной услуге. В альтернативу трехмесячной "тягомотине" заботливые жулики за определенную денежку сделают из вас "официально-легального" водителя всего за неделю. На одном из сайтов расценки такие: права без регистрации в базе данных ГИБДД - 4500 рублей, с регистрацией (!!!) - 10 - 14 тысяч рублей (в зависимости от региона). Здесь же, кстати, предлагают и другую услугу: всего 80 тысяч рублей - и вы коренной москвич с пропиской. На другом сайте стоимость водительского удостоверения зашкаливает за 30 тысяч рублей (для пущей имитации законности, наверное).
Большинство интернет-торговцев ссылаются на реальные связи в ГИБДД, впрочем, поверить в это немудрено, читая возмутительные истории нынешних водителей на некоторых форумах: одна девушка, например, жалуется на инспектора, который, угрожая заваленным экзаменом, выманил у курсантки пять тысяч рублей. Однако на поверку интернетовское добро зачастую оказывается редкостным "кидаловом". Даже если заказанные по электронной почте и оплаченные права к вам все-таки привезут, что бывает нечасто, достаточно взмаха полосатой палочки - и тайное станет явным. Любопытно другое: почему сайты мошенников до сих пор существуют и плодятся в Интернете?

Кстати
По словам специалистов, занимающихся лицензированием автошкол, материально-техническая база большинства из них в Нижегородской области за последние несколько лет существенно улучшилась, ведь эти учреждения все-таки борются за клиента, а население выбирает те автошколы, где есть новые машины, хорошо оборудованные классы и квалифицированные кадры. А вот с персоналом дело обстоит хуже: для того чтобы стать инструктором, достаточно всего лишь иметь трехлетний водительский стаж и пройти курсы повышения квалификации. Чтобы преподавать теорию, и водителем быть не обязательно. Квалифицированные профессиональные инструкторы и преподаватели правил дорожного движения сейчас большая редкость. Поэтому ставка во многих автошколах, к сожалению, делается исключительно на подготовку к экзамену в ГИБДД, а не на серьезное обучение.

Это интересно
Рейтинг автошкол Нижнего Новгорода по итогам экзаменов в ГИБДД за 9 месяцев 2007 года
Лидеры (самый большой процент сдачи с первого раза)
1-е место:
Нижегородская автошкола № 1 - 58 процентов.
2-е место: профучилище № 4 - 54,7 процента.
3-е место:
СТК ОСТО Приокского района - 53,1 процента.
Аутсайдеры (самый низкий процент сдачи с первого раза)
1-е место:
самоподготовка - 1,5 процента.
2-е место:
Нижегородский автотранспортный техникум - 9 процентов.
3-е место:
Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия - 34,4.

Следите за нашими новостями в удобном формате