В Нижегородском Доме актера проходит выставка «Советский пин-ап». Словно покемоны в «дополненной реальности», фигуристые красотки обогащают героические будни советского плаката. Помещенные в не самое уместное для них окружение - рабочие цеха, стройки, - красавицы заняты не самыми женскими делами: перетаскиванием тяжестей и вообще грубым физическим трудом. Впрочем, брутальный, сугубо мужской контекст лишь подчеркивает красоту легкомысленных девчонок, а те в свою очередь озаряют суровые будни игривым обаянием.
В СССР было все
Основоположник этого стиля - наш земляк, нижегородский художник Валерий Барыкин.
К его ноу-хау зрители относились по-разному, в зависимости от личного чувства юмора. Бывало, что его даже ругали за «глумление над советской реальностью». Как отмечает сам художник, некоторые с удовольствием, с улыбкой окунаются в прошлое а-ля Гайдай, а кому-то не нравится, что героические будни великих строек подаются подобным «несерьезным» образом.
- Но секс-то в СССР, согласитесь, все же был? - задаю провокационный вопрос.
Валерий хмурится:
- По этому поводу решительно заявляю следующее: одна женщина, очевидно находясь в состоянии растерянности, сказала какую-то чепуху и наверняка потом тысячу раз об этом пожалела. И из-за одной этой неудачной фразы уже тридцать лет ведут дискуссии о том, был в СССР секс или же его не было.
Первые годы своей жизни будущий художник провел в ГДР: его отец был офицером, востребованным специалистом и служил в том числе за рубежом, так что не исключено, гламур и шик «красивой жизни» были впитаны в качестве первых впечатлений, которые, как известно, оказывают важное влияние на дальнейшую творческую жизнь.
- Нам хорошо жилось. Возможно, даже лучше, чем многим. Возможно, я там что-то увидел такое, более роскошное, нежели в обычной советской жизни. Хотя и в СССР было кое-что шикарное - например, духи «Красная Москва», - дипломатично отвечает Валерий.
Выявление светлых и прекрасных, безусловно, счастливых моментов в повседневности стало его творческим кредо: эллинская красота советских спортсменок, строгое изящество стюардесс, легкое кокетство официанток… Было, все в СССР было!
Или хорошо, или никак
Как выяснилось в беседе, работа над полуобнаженной натурой для Валерия Барыкина – не главное. Первейший интерес у него вызывает игра с образами, постмодернистская работа по скрещиванию пин-апа и соцарта.
- Меня больше интригуют не женщины в неглиже, но сюжеты, истории с их участием, - признается художник и сразу же совершает еще одно признание: идеализированные, чуть «пригламуренные» образы старого доброго советского прошлого он создает сознательно. – Мне не интересно умножать жуткую действительность эпохи искусственного дефицита. Тем более что уже были художники, очень сильно страдавшие по поводу гибнущей на глазах советской действительности. Гений соцреализма Гелий Коржев в конце девяностых создавал эдакие фантасмагорические картинки, навеянные распадом Союза, с жуткими существами в стиле Босха...
Срисовал со знакомых
А еще многих персонажей работ в стиле советского пин-апа Валерий срисовывает с собственных знакомых и в фривольных сюжетах успел увековечить немалое количество своих приятелей. Объяснение этому очень простое: художник в человеке видит подходящий образ, который, кстати, может в итоге переделать до неузнаваемости.
На протяжении ряда лет от отца советского пин-апа ждут все новых работ в «фирменном» стиле, и спрос настолько высок, что порой приходится просить заказчиков подождать. Однако художник по этому поводу совершенно не горюет и отнюдь не ощущает себя заложником собственного суперпопулярного изобретения. Гораздо хуже, когда нет заказов и нечем кормить семью.
- Востребованность хороша в любой профессии! Да и вообще придумать что-то действительно интересное, по-настоящему новое - редкая удача, так что ни к чему спешить от собственного открытия отказываться, - резюмирует маэстро.
Мария ФЕДОТОВА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.