После того, как во время спуска на воду очередного танкера на легендарном заводе «Красное Сормово» глава региона заговорил о готовности области объединить усилия судостроителей в кластер, тема вызвала интерес многих нижегородцев.
Будут содействовать
На правительственном часе, который прошел в Законодательном собрании, и. о. министра экономики и конкурентной политики региона Игорь Норенков основательно проанализировал итоги и ход стратегического развития региона до 2020 года. Он говорил о важных экономических программах, которые выполняются или уже завершены. Каждая позволила сделать новый шаг и нарастить темпы экономики. И совсем не случайно разговор коснулся стратегического развития в судостроении.
Сегодня Нижегородская область в двадцатке регионов с крупнейшей экономикой, занимает 12-е место в стране по объему валового регионального продукта. Чтобы двигаться дальше, необходимо разрабатывать новые стратегии на следующий период, внедряя самые передовые идеи в жизнь.
Депутаты отмечают, что правильный путь – поддержать Глеба Никитина, сделать ставку на развитие судостроения наряду с автомобилестроением, ориентир на который был выбран ранее.
Наша область с точки зрения судостроения уникальна, отмечали участвующие в обсуждении. Отмечалось, что обе ветви власти находят взаимопонимание, говорили, что есть предприятия, готовые стать резидентами кластера. Возможно, появится необходимость в законодательном подкреплении, обсуждении налоговых изменений, льгот или других условий для реализации идеи. Местные законодатели собираются содействовать хорошему делу.
Сбить в один блок
В регионе более 10 предприятий, напрямую или косвенно соприкасающихся с судостроительной отраслью, 4 конструкторских бюро, способных проектировать на месте самые современные суда.
В рамках VI Международного бизнес-саммита на круглом столе на тему: «Перспективы развития скоростного, пассажирского и вспомогательного флотов России - возможности предприятий судостроительной промышленности региона», - об этом говорили подробно.
Вице-президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) по гражданскому судостроению Евгений Загородний отметил, что два предприятия, входящие в состав корпорации, судостроительный завод «Красное Сормово» и КБ «Вымпел» успешно решают задачу перехода на гражданские рельсы, а значит, смогут выполнять самые разные заказы.
- Мы работаем в этом направлении (создание кластера). И руководство области, и Министерство промышленности и торговли РФ поддерживают нас. И я думаю, что до конца года мы сумеем справиться с началом реализации этой задачи.
Подтвердил эти слова на спуске на воду химовоза и президент корпорации Алексей Рахманов.
Генеральный директор ЗАО «Морское инженерное бюро - СПб.» Геннадий Егоров сообщил, что, по оценкам предприятия, стране требуется до 150 пассажирских судов и грузопассажирских паромов, поэтому востребованность кластера даже не обсуждается.
Сейчас на пассажирских перевозках задействовано около 1,3 тысячи судов, их средний возраст 38 - 41 год.
- Это не значит, что у нас нет новых судов, они есть, но в целом флот, который эксплуатируется на внутренних водных путях, старый, - добавил он.
По мнению Егорова, надо «сбить в единый блок» потребности в судах муниципальных образований и планировать, какие заводы их будут строить.
К прорыву готовы
О новых свершениях говорит и гендиректор завода Николай Жарков:
- Мы вошли в состав корпорации судостроителей совсем недавно. А на 2018 год уже появились значительно большие, чем ранее, контракты. Все у нас есть, чтобы увеличить объемы работы, решать на заводе социальные вопросы, повысить зарплату. В наших руках все, чего мы добивались всегда, - востребованность нашего труда и умений и гордость: впереди еще много кораблей, которые станут бороздить океаны и реки и радовать глаз по всей стране. Сейчас обработку металла ведем уже в три смены. 14 гражданских судов планируется построить до конца 2018 года. Мы на три года вперед имеем заявки на строительство судов, целевая комплексная программа производства проведена под гражданское судостроение. В 1990-е годы благодаря коллективу было сохранено уникальное производство, коллектив, и вот сегодня мы смотрим в большое будущее.
Объединение во благо
Главные слова сормовичам, собравшимся у стапелей «Красного Сормова» в праздничный день семьями, трудовыми династиями, сказал глава региона Глеб Никитин:
- Завод живет и развивается. Будут новые рабочие места, повысится занятость населения. Что касается предприятий судостроения - кластер уже фактически сложился, мы прорабатываем механизм, который повысит возможности отрасли в Нижегородской области. Нужно создать условия, чтобы кластер заработал, обсудить возможности на всех уровнях власти.
Для нас судостроительный кластер - это стабильные заказы по всем предприятиям, входящим в состав объединения, дальнейшая роботизация судостроения, внедрение нового и современного, субсидирование в рамках федеральных программ. Это появление новых резидентов - участников большого процесса работы, предпосылки для амбициозных программ импортозамещения в судостроении, говорили рядовые сотрудники «Красного Сормова». Они готовы идти впереди потому, что своим трудом уже доказали: невозможного для них нет.
Вера ЧЕБОТАРЕВА. Фото Александре ВОЛОЖАНИНА.