Лунатикам невтерпеж

Лунатикам невтерпеж

Тридцать лет назад водитель первого советского лунохода Вячеслав Довгань впервые побывал на Нижегородчине. Сегодня заслуженный испытатель космической техники, кандидат военных наук, профессор генерал-майор Вячеслав Довгань гость "НН" и рассказывает о том, что его связывает с Нижним Новгородом, а также о своем уникальном опыте управления луноходом.
Космическому вождению учились в Крыму
- Вячеслав Георгиевич, расскажите, как вы получали "права" на управление луноходом?
- Кстати, у меня действительно есть такое водительское удостоверение, выданное Федерацией космонавтики. Оно имеет вид обычных "корочек" с фотографией, где записано, что мне присвоена квалификация водителя лунохода. Оно хранится у меня дома, с собой не ношу - все-таки реликвия. Такие удостоверения имеют еще только два человека, члены экипажа лунохода. Копию своего удостоверения я подарил музею.
Вождению мы учились на лунодроме под Симферополем. Это был искусственно созданный ландшафт, имитирующий лунную поверхность с кратерами, горками и камнями. На экзаменах нам задавался определенный курс, и мы должны были провести туда луноход, обходя все препятствия.
- Как в обычной автошколе! А на реальной Луне вы быстро освоились?
- За первый день мы прошли совсем немного. Сложность состояла в том, что сигнал с Луны доходил с большой задержкой. На экране не было непрерывного изображения, оно поступало слайдами (черно-белыми) с промежутками в 10 - 20 секунд. Луноход имел две скорости - 66 сантиметров и 33 сантиметра в секунду. За то время, когда поступала следующая картинка, луноход успевал пройти какое-то расстояние. В таких условиях водитель должен был правильно оценить обстановку, размер препятствия, направление движения.
Когда мы поднабрались опыта, то стали выделывать настоящие акробатические номера. Так, к Международному женскому дню даже придумали оригинальный подарок всем женщинам, участвовавшим в программе. Рассчитали так, чтобы машина оставила след на поверхности в виде восьмерки. Нам это удалось. Сначала луноход выписал один кружок, потом второй. Затем мы зафиксировали результат, и изображение этой праздничной лунной панорамы вручили женщинам.
Мы также выполняли разные задания. Было необходимо, например, вернуться к посадочной платформе, но уже не по своей колее, а другим путем. Однажды ученые попросили нас наехать на камень, чтобы разрезать его.
В декабре 1970 года мы случайно забрели в кратер, но благополучно выбрались из него, дав задний ход.
- Нештатные ситуации случались?
- На луноходе-2 вышла из строя система навигации, и после этого нам пришлось водить более осторожно.
"Марсианские хроники" начнутся на ночном светиле
- Вячеслав Георгиевич, так когда, по вашему мнению, человек опять отправится на Луну?
- Думаю, что совсем скоро. Разработки уже ведутся и у нас, и за рубежом (США, Китай, Индия). Думаю, что в 2012 году на Луну отправится аппарат, управляемый с Земли, а в 2022 году - уже пилотируемый человеком аппарат. Таким образом, мечта Сергея Королева о полетах человечества на Марс становится все более реальной. В свое время он уже начинал работать в этом направлении. По его мнению, Луна должна стать площадкой для старта на Марс. Думаю, что люди полетят к этой далекой планете в 2035 году. Работы над марсоходом ведутся уже давно.
Техника сейчас ушла далеко вперед по сравнению с эпохой наших луноходов, теперь все компьютеризировано, будущее за нанотехнологиями.
- Вячеслав Георгиевич, и все же чем для вас был луноход?
- Жизнь каждого человека можно разделить какими-то вехами, вроде окончания школы или института, женитьбы или совершения научного открытия. Но есть у каждого и свой звездный час. Для меня таким звездным часом, конечно, стал луноход. Но жизнь шла дальше, и уже после я работал в программах по Марсу и Венере. А потом жизнь моя снова круто повернулась - я стал заниматься медициной. Начинал в госпитале имени Бурденко инженером по медицинской аппаратуре и дослужился до заместителя начальника по научно-исследовательской работе военного медицинского НИИ. Итого двадцать лет мной было отдано ракетным войскам стратегического назначения и пятнадцать лет медицине.
Путь к звездам укажут ветераны
- Впервые вы побывали в Горьком в 1978 году…
- Это было во время учений медицинских частей Московского военного округа, мы стояли лагерем в Мулино. Кстати, в Горьком жил и мой двоюродный брат Рудольф Леонидович Довгань, он заведовал кафедрой в ракетном училище. Но наиболее тесные отношения у меня завязались с вашими земляками, когда мы начали работать вместе с региональным отделением всероссийского союза общественных объединений "Союз ветеранов космических войск", в частности с ветеранами Байконура. А последние восемь лет по приглашению Поволжского центра аэрокосмического образования я приезжаю на конкурс-чтения имени Самуила Каплана.
- Можно сказать, что интерес молодежи к космосу сейчас возрос?
- Да, безусловно, и мы, ветераны, делаем все, чтобы этому способствовать. Кстати, нынешний конкурс показал, что молодежи это действительно интересно. Особенно меня порадовала команда участников из города Сарова. Они запускали макеты ракет "Протон" и "Союз". Также сильные участники приехали из Дзержинска. В общем, состоялась увлекательная военно-космическая игра.
- Вячеслав Георгиевич, вы как никто другой в курсе всех космических событий…
- …И как раз недавно в Москве, в канун Дня космонавтики, состоялось торжественное открытие памятника первой собаке, побывавшей в космосе, - лайке.
А скоро произойдет и важное событие для нижегородцев - Поволжский центр аэрокосмического образования вступит в Федерацию космонавтики России.
Ольга МАКАРОВА.

Справка
Вячеслав Довгань родился в 1937 году в Белгороде в семье военного. В 1954 году поступил в Камышинское артиллерийское техническое училище. Окончил Военную инженерную академию имени Дзержинского. В 1967 году был направлен в секретный Центр дальней космической связи под Симферополем. В апреле 1968-го началось формирование группы операторов для управления луноходом. Из 45 человек из разных регионов страны врачи отобрали 17, потом их осталось 11.

Кстати
Управление советскими луноходами производилось экипажами, находящимися на Земле. Существовало всего два экипажа луноходов в следующем составе: командиры - Николай Еременко и Игорь Федоров, водители - Габдулхай Латыпов и Вячеслав Довгань, третий водитель Василий Чубукин впоследствии был отстранен медкомиссией.

Между тем
19 февраля 1969 года, за полгода до полета американского "Apollo 11", стартовала ракета-носитель "Протон" с первым экземпляром лунохода, однако запуск оказался неудачным - в пути произошла авария. Но уже 17 ноября 1970 года космический аппарат "Луна-17" благополучно доставил первый советский лунный самоходный аппарат "Луноход-1" на поверхность Луны. За десять месяцев (301 сутки, 11 лунных дней и ночей) он прошел по Луне путь в 10,5 км, передав на Землю более 200 панорам и 20 тысяч снимков поверхности. Через два года (16 января 1973 года) "Луна-21" успешно доставила второй автоматический аппарат - "Луноход-2", он прошел уже 37 километров за четыре лунных дня, однако потом вышел из строя.
Таким образом, на Луне сейчас находятся два советских лунохода: "Луноход-1" и "Луноход-2", оба они "смотрят" на восток. Только первый с закрытой крышкой, второй - с открытой (заклинила солнечная батарея). "Луноход-1" "умер" своей смертью, которая настигла его в Море Дождей, а поломка "Лунохода-2" произошла во время его нахождения в Море Ясности, кстати это всего в 180 километрах от американского "Apollo 17". Несмотря на то что "Луноход-2" сломался, ученые получали от него сигналы аж до 2006 года.

Следите за нашими новостями в удобном формате