Шок от парцелляции

Шок от парцелляции

Нижегородские школьники начали сдавать ЕГЭ досрочно.В школе № 18 Советского района решили не дожидаться репетиционного всероссийского единого госэкзамена, намеченного на 21 апреля, и по собственной инициативе устроили ЕГЭ по русскому языку. О том, как это было, нам рассказала учитель русского языка и литературы, педагог высшей категории Наталья Кузнецова.
Условия, приближенные к боевым
- Экзамен проходил одновременно в трех одиннадцатых классах. Как и положено, с учениками находились учителя физики, химии, физкультуры, которые детям ничем помочь не могли. Всех ребят рассадили, и они писали работы, сидя за партами, рассчитанными на одного ученика. Мы не стали делить ребят по 15 человек (столько должно быть экзаменующихся в одной комнате по правилам проведения ЕГЭ. - А.М.) И вариантов было всего два. Нашей главной целью было дать ребятам почувствовать, сколько в их распоряжении времени. Приятно, что некоторые ученики справились с работой намного раньше, чем истекли отведенные три часа.
"В" сложнее "А" и "С"
- В части "А" ребята с легкостью набирали 80 - 90 процентов баллов. Расставить знаки препинания, найти неверно употребленные слова или выражения - все это не составило для них особого труда. А вот часть "В" оказалась самой сложной. Задания этой части предполагают краткий ответ и проверяют лингвистическую компетенцию. Даже учителя были в шоке от терминов, которые предлагали опознать детям в тексте. Опытным педагогам пришлось разбираться и лазить в словари, чтобы понять, что такое парцелляция, и затем объяснять это школьникам. Оказалось, что парцелляция - это не так сложно, но данный термин никогда не изучался школьной программой!
Скользкие моменты
- Иногда встречаются задания, ответить на которые можно двояко. Скажем, нужно было из разрозненных предложений составить связный текст. Я сама, учитель с 30-летним стажем, когда выполняла его, связала предложения иначе, чем нужно. При этом в моем тексте была логика и связь. Часть "В" проверяет компьютер, и мой ответ засчитали бы как неверный. То же самое с заданием: найти предложение, в котором отражена основная мысль текста. Здесь тоже могут быть варианты.
Сто пятьдесят слов
- Третья часть - "С" - не что иное, как сочинение-рассуждение. Оно немаленькое, его объем не менее 150 слов. С ним были свои сложности. Мы десять лет учили детей вычленять тему, о чем пишет автор. В части "С" дается публицистический, как правило лишенный сюжета, текст, и требуется найти проблему, которая там ставится, а затем согласиться или не согласиться с ней и аргументировать свою позицию. Не все ребята смогли увидеть проблему. А вот отстоять свое мнение у них в основном получалось.
Выводы и уроки
- Результат в целом неплохой. Всего несколько учеников с трудом достигли результата, соответствующего "тройке". Это, скажем, мальчик, который находится на индивидуальном обучении. Обычно такие дети раньше сдавали экзамен в упрощенной форме. У них есть право не сдавать ЕГЭ, но это означает, что дорога в вуз будет закрыта, поэтому мы пригласили и "домашников" на тренировку. Было и такое, что некоторые ребята, которые на хорошем счету, немного "перемудрили" и написали работу хуже, чем могли. Но это поправимо.
В следующем году выпускникам будет намного проще: учителя уже начали готовить к ЕГЭ нынешних десятиклассников и восьмиклассников. Тем же, кому придется сдавать единый госэкзамен в этом году, предстоит настоящая проверка на прочность, несмотря на все усилия, потому что времени на подготовку было мало - лишь с января мы начали готовить своих ребят не к сочинению, а к сдаче ЕГЭ.

Справка "НН"
Парцелляция в риторике и стилистике - фигура речи преимущественно письменного литературного языка, состоящая в том, что предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения. Примеры: "С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего…"; "И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь".

На заметку абитуриенту
Кто востребован сегодня
Парадокс, но повышенной популярностью среди абитуриентов пользуются одни специальности, а востребованными оказываются специалисты совсем иных направлений.
Так, прежде чем штурмовать такие специальности, как "финансы и кредит", "журналистика", "связи с общественностью", может быть, стоит обратить внимание на данные Нижегородстата. Цифра, как известно, вещь упрямая.
Так вот при распределении в прошлом году наибольшим спросом пользовались выпускники следующих специальностей: "автоматизация технологических процессов и производств", "кораблестроение", "эксплуатация судовых энергетических установок", "автомобиле- и тракторостроение", "тепловые электрические станции и установки", "электроснабжение", "электрический транспорт", "машины и технологии обработки металлов под давлением", "проектирование технических и технологических комплексов", "технология машиностроения", "микроэлектроника и твердотельная электроника", "вычислительные машины, комплексы, системы и сети", "информационные системы и технологии", "роботы и робототехнические системы", "радиотехника", "проектирование и технологии радиоэлектронных средств", "промышленное и гражданское строительство", гидротехническое строительство", "водоснабжение и водоотведение", "теплогазоснабжение и вентиляция", "пищевая инженерия малых предприятий", "химическая технология органических веществ", "стоматология", "педиатрия", "фармация", "лечебное дело", "педагогика и психология", "биология", "русский язык и литература", "иностранный язык" и "инженерная защита окружающей среды".

Кстати
Из общего количества выпускников дневного отделения (14,1 тысячи человек) более 47 процентов получили направления на работу. Из них 2,1 тысячи человек (это 23 процента) решили продолжить обучение, а 2,4 тысячи (26,1 процента) изъявили желание трудоустраиваться самостоятельно.

Вопрос - ответ
Получил "4" - заработал медаль
Вопросов, связанных со сдачей единого госэкзамена, еще очень много. Сегодня мы публикуем ответы, подготовленные специалистами Нижегородского института развития образования, на вопросы, связанные с оценкой результатов ЕГЭ.
Как подсчитываются баллы?
Для стобалльного показателя, который идет в свидетельство, производится сложная математико-статистическая процедура, требующая расчета целого ряда промежуточных показателей. Программа разработана экспертом ФГУ "Федеральный центр тестирования" профессором Юрием Михайловичем Нейманом.
Объясните, пожалуйста, за какой объем выполненного материала на экзамене будут выставляться оценки "четыре" и "пять"?
Примерные ориентиры, соответствующие опыту проведения ЕГЭ. Математика: 45 процентов - четыре (от максимального первичного балла), 67 процентов - пять. Русский язык: 74 процента - четыре, 93 процента - пять.
Какие оценки будут в аттестатах у тех, кто сдает ЕГЭ?
Обычные оценки по привычной пятибалльной шкале. Отметки по 100-балльной шкале останутся лишь в специальном свидетельстве о результатах госэкзамена. Для школьного аттестата их переводят в привычную пятибалльную систему.
Как влияют результаты на школьный аттестат?
Положением о проведении единого государственного экзамена (утверждено приказом Минобразования России № 1306 от 09.04.2002) предусмотрено выставление итоговых отметок в аттестат:
- более высокая отметка - при разнице годовой отметки и отметки по ЕГЭ в один балл;
- отметка, полученная как среднее арифметическое годовой отметки и отметки по ЕГЭ, если разница между ними составляет более чем один балл, при этом округление производится в сторону более высокого балла.
Обратите внимание: данное правило означает, что троечники сохранят за собой тройки в аттестатах даже в том случае, если по ЕГЭ они получат "двойки".
Какую оценку нужно получить на госэкзамене, чтобы получить золотую и серебряную медаль?
Золотая медаль вручается выпускнику при получении по результатам одного экзамена в форме ЕГЭ отметки "хорошо". Серебряная медаль - при получении по результатам двух и трех экзаменов в этой форме отметки "хорошо" и при наличии остальных отметок, соответствующих требованиям.
При получении "тройки" на ЕГЭ медаль выпускнику не вручается.


Кстати
Что делать, если мне попалось некорректное задание?
Согласно инструкциям 2003 года претензии выпускников по содержанию контрольно-измерительных материалов (КИМов) вносятся в протокол проведения ЕГЭ в пункте приема экзамена с указанием номера варианта, задания и содержания замечания. Сами замечания организаторами не рассматриваются. Если в дальнейшем предметная комиссия признает данное задание действительно некорректным, то оно будет засчитано как верное всем выполнявшим его ученикам.

Следите за нашими новостями в удобном формате