Думаете, почему молодежь упорно не желает знать о пенсии и готовиться, как агитируют, к выходу на нее чуть не с пеленок? Наверное, генетически в человеке заложено не держать в голове плохое, с оптимизмом смотреть в будущее.
Сам себе ритуал
Но некоторые деятели из высоких кабинетов Минстроя РФ хотят пойти дальше. Они предлагают (пока только как идею) брать со всех работающих налог… на похороны. Дескать, граждане должны самостоятельно заботиться о достойном уходе из жизни. Например, с помощью ежемесячных отчислений с момента поступления на работу. Копи, словом, на гробик самостоятельно, не перекладывая важное дело на близких родственников и государство.
Спроси любую древнюю старушку, и она скажет, что сундучок с похоронными одежками собрала и «гробовые» у нее хранятся в кубышке. Правда, сейчас уже многие старые люди из-за нищеты и в стремлении помочь детям тратят эти накопления не на смерть, а на жизнь.
Добрые наши, заботливые бессребреники. Внуки, как правило, очень тепло говорят о таких. Но ведь и тех, кто не успел подготовиться, все одно похоронят и добрые слова скажут. Есть и льготы – социальные похороны, на которые государство дает некую сумму, и ее хватает, чтобы дать человеку достойно уйти.
На Бога надейся
А что предлагается? Чисто по-западному: не надеяться ни на кого, забыть о долге внуков, об устоях семьи. Пусть каждый заботится о старости и уходе из жизни самостоятельно. По мнению специалистов отрасли, гарантированный перечень ритуальных услуг на сегодня слишком скуден и не отвечает запросам россиян. Новый проект закона «О похоронном деле» хотят писать с учетом некоего накопительного фонда.
Тонет эта несуразица, как всегда, в хороших предложениях, например, ввести реестр аккредитованных ритуальных агентств и муниципалитетам зорче следить за ними, написать обязательные правила для вызова агента, чтобы не нарушались моральные нормы, когда агент прибывает к умирающему чуть ли не со скорой помощью. Предлагается создать электронные схемы кладбищ, чтобы люди могли бронировать место захоронения родственника, а то и себя. Насколько морально будет введение налога на похороны, пока, как видно, еще не думали.
Доделикатничались
Свое мнение высказал на этот счет депутат Законодательного собрания области Василий Суханов:
- Дело в том, что мы всегда пытались деликатно относиться к теме похорон, - говорит Василий Иванович. - Видели в этом форму социальной помощи населению, другие вопросы мало разбирали. В итоге накопилось много проблем, начиная с коррупции, кончая дороговизной. Сейчас получилось так, что за те деньги, которые собирают с населения за ритуальные услуги, кладбища содержать сложно. Возникают противоречия, поднимает голову криминал. Нужно сегодня говорить о комплексе мер в этой отрасли в целом.
Я, конечно, против налога на похороны, и вот почему. Мы пытаемся сохранить нашу идентичность и патриархальность, стоим на стезе православной веры, заботимся о воспитании молодых людей. Мы негативны к Иванам, не помнящим родства. Незыблемое правило о том, что дети должны нести ответственность за престарелых до гробовой доски, такие подходы, как налог на похороны, станут разрушительными. Мы и без того много уже всего порушили…
Вера ЧЕБОТАРЕВА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.
Кстати
Размер пособия на погребение умершего гражданина в 2017 году составляет 5562,25 рубля.
Комментарий
Анатолий ЗАХАРЧЕНКО, руководитель комиссии по похоронным делам областного совета ветеранов:
- Если бы вы только знали, как часто обсуждается вопрос похорон, какие круглые столы проводятся, какие звучат выступления, но ничего не сдвигается с места. Как я считаю, это связано с тем, что муниципальные власти плохо соблюдают на местах строки Закона «О местном самоуправлении». Там, как и в Законе «О погребении и похоронном деле», все предусмотрено, от содержания мест погребения, контроля за всем этим до выплат. Федеральное законодательство уже предусматривает гарантии и льготы для граждан РФ на достойные похороны. Эти гарантии остается только соблюдать. Государство выдает на эти цели порядочные суммы, их должно хватать. А налоги на похороны - это поборы и больше ничего.