Не убить Билла

Не убить Билла

Маковецкий, Гафт, Суханов и Шанина разыграли странную историю ревности.В Нижнем Новгороде показали один из самых демократичных спектаклей одного из самых эпатажных театральных режиссеров - "Коллекцию Пинтера" Владимира Мирзоева.
Судя по спектаклю, пьеса Гарольда Пинтера "Коллекция" пуста и почти бессюжетна. Да и не важны пьеса, содержание и сюжет режиссеру, который может разыграть в своей кого-то раздражающей, кого-то умиляющей манере хоть телефонный справочник. Самые обычные фразы вроде "Не туда попали. Кто это звонил?" или "Ты не хочешь картошки?" произносятся по десять раз на все лады, с самыми шизофреническими интонациями. Просто китайская грамота какая-то - недаром занавес усыпан иероглифами. Все низводится до клоунады, набора ужимок, акробатики, манипуляций с голосом, трансформаций костюмов. Смысл заменяется всякими сценическими финтифлюшками, ускользает и прячется, как фигуры героев - в цветных балахонах от известного художника Павла Каплевича. Все эти игрушки отнюдь не безделицы: вот пяльцы с иголкой - ей можно колоться, вот круглые черные очки - их можно надеть на затылок, балахоны можно продемонстрировать в разных ракурсах, проделывая всякие физические упражнения, в восточные дудки можно загадочно подудеть, а задник с цветущим садом можно постелить на сцену…
"Мы говорили о том, что могли бы сделать, если бы поднялись в номер", - примерно такую виртуальную, невнятную реальность представляет собой показанная история. Если бы не мирзоевские приемчики, она была бы банальна. Джеймс (Валентин Гафт) дико ревнует жену (Елена Шанина), которая сама ему созналась в измене. При этом Билл (Максим Суханов), с которым состоялся (или не состоялся - какая разница!) адюльтер, лишен каких бы то ни было признаков мужественности. Он помесь капризного ребенка, жеманной дамочки, пугливого зверька и выкобенивающегося клоуна, да к тому же состоит в неизвестных отношениях с модельером Гарри (Сергей Маковецкий). Билл то отпирается, то сознается в содеянном, рассказывает то одну версию событий, то другую, пока запутавшийся Джеймс не успокаивается, удовлетворившись "полной неопределенностью", и перестает желать убить этого странного-странного Билла.
Знак этого примирения с непонятностью - переодевание героя Гафта ближе к финалу. Он единственный в спектакле, кто чем-то всерьез "загружен" и жаждет деятельности, остальные пребывают в некой нирване и свободны от всякого там "психологизьма". А потому и одет он поначалу не театрально - в потрепанную "двойку" на голое тело. Однако в конце спектакля и Гафт облачается в нечто просторное и зеленое - опутали, значит, героя бесформенностью и бессмысленностью…
"Как-то все это странно!" - хочется томно протянуть, вторя гнусаво-жалостливо-кокетливым интонациям Максима Суханова, ставшим фирменным знаком режиссуры Владимира Мирзоева (лучшее совместное детище актера и режиссера - "Сирано де Бержерак" в Театре имени Вахтангова - было представлено нижегородцам не так давно). А что это, о чем это, зачем это - в мире Мирзоева вопросы неприличные.
Ольга ГОРНОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате