Компьютерный бумеранг

Компьютерный бумеранг

Устанавливаемые на школьные ЭВМ фильтры против “черных” сайтов мешают учебному процессу.В рамках нацпроекта "Образование" все нижегородские школы получили пакет с лицензионными программами, которые должны помочь ребятам в учебе. В наборе дисков с операционной системой оказалась и специальная программа, блокирующая выход на некоторые интернет-сайты, так называемый контент-фильтр.
- Эта программа устанавливает ограничение на просмотр сайтов, пропагандирующих порнографию, насилие, терроризм, алкоголь и наркотики, - рассказывает заместитель директора по информатизации средней школы № 186 Нижнего Новгорода Тимур Элькинд.
Что и говорить, это благое намерение. Но, как нередко у нас бывает, благие намерения оборачиваются серьезными издержками. С компьютеризацией школьного обучения произошло то же самое. Как предполагалось, со школьных компьютеров дети смогут открывать сайты, созданные исключительно для учебных целей, но таковых в Интернете очень мало, и невольно материал по интересующей теме детям приходится искать, что называется, методом тыка.
Доступ школьников к таким популярным сайтам, как "Одноклассники", "В контакте" и "Мой круг" закрыл сам провайдер - компания "ВолгаТелеком". В некоторых наиболее продвинутых городских школах свои собственные фильтры установили системные администраторы или учителя информатики. Так что у них целых три уровня информационной защиты, а четвертый - это сам преподаватель, который следит за тем, чем заняты дети.
- За восемь лет в нашей школе были единичные случаи, когда ученики открывали запрещенные сайты, и то случайно, - вспоминает Тимур Климентьевич.
Однако выстроенная внушительная линия обороны, как оказалось, может дать совершенно противоположный эффект. Даже в тех школах, где подобралась команда истинных знатоков персональных компьютеров, признают, что настроить новый фильтр (кстати, на диске не указано ни название программы, ни кем она разработана) - настоящая морока. А каково работникам сельских школ!
- Мы установили этот контент-фильтр на трех компьютерах из пяти, и лишь на одном из них он работает нормально! - объясняет учитель информатики Дивеев-Усадской средней школы Починковского района Николай Егоров. - Бывает, не можем даже почту в Яндексе посмотреть. У подавляющего большинства наших учеников (в школе их около 40. - А.Ш.) дома нет даже телефонов, не то что Интернета. А здесь они могут хотя бы подготовиться к докладу. Ни о какой порнографии и насилии даже речи не идет.
- Далеко не все учителя информатики, особенно на селе, знают, как правильно настроить контент-фильтр - этого федеральная программа не учитывает, - считает Тимур Элькинд. - Сама по себе идея блокировки "черных" сайтов хороша. Однако нужно понимать, что Интернет - не зло, а инструмент, которым нужно прежде всего научиться пользоваться. И следует не столько запрещать, сколько прививать культуру использования Всемирной паутины. Нужно создавать новые методики, проводить беседы со школьниками и их родителями о том, чем может быть опасен Интернет, предлагать реальные решения…
Трудно не согласиться с педагогом: запретить проще всего.
Анна ШУВЕРОВА

Справка "НН"
Слово "контент" переводится с английского языка как "содержимое". Применительно к Интернету это означает "информационное содержание сайта". Специальные программы, контент-фильтры, позволяют задавать правила просмотра той или иной странички. Они могут либо содержать определенный список названий сайтов, на которые выходить запрещается, либо обращаются к особому сайту в Интернете, на котором находится постоянно пополняющийся "черный" список. Существует и третий вариант защиты, когда программа анализирует словесный состав электронной странички и, если находит запрещенные слова, попросту не дает ей открыться.

Следите за нашими новостями в удобном формате